Методические рекомендации по применению критериев и показателей эффективности идеологической и воспитательной работы с обучающимися, педагогическими работниками в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования
1.Общие положения
В учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования Республики Беларусь создана и функционирует целостная система идеологической и воспитательной работы в соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи. Воспитательная работа в сфере профессионального образования имеет ряд особенностей:
— профессиональная направленность воспитания учащихся;
— формирование социально-профессиональных компетенций в процессе получения профессии;
— развитие технического и творческого мышления в соответствии с модернизацией технологий, производства, изменениями содержания труда;
— совершенствование системы оценки качества воспитания.
Мониторинг выступает в качестве системного способа оценки качества воспитательного процесса с целью его изучения, оценки, прогноза, развития позитивных и предупреждения негативных процессов и определения перспективных направлений развития личности обучающихся. Методы обработки информации определяются исходя из целей и задач исследования, особенностей учреждения образования или конкретной личности учащегося. В процессе обработки информации используются методы количественного и качественного анализа, выявление и интерпретацией полученных результатов. Результаты мониторинга направлены на:
- Выявление эффективного и неэффективного использования педагогических ресурсов для реализации задач воспитания.
- Выявление проблем, препятствующих достижению целей воспитания.
- Создание базы данных о состоянии воспитательного процесса, необходимой для принятия управленческих решений.
- Оценку качества методического обеспечения воспитательного процесса.
- Прогнозирование и разработку программ воспитания личности.
Результаты мониторинга позволяют оценить эффективность форм, способов, приемов воспитательного воздействия, определить соответствие воспитательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям и являются основой для постановки целей, конкретизации задач, планирования и совершенствования содержания идеологической и воспитательной работы с учащейся молодежью.
- Применение критериев эффективности идеологической и воспитательной работы
С учетом современных тенденций системное изучение эффективности идеологической и воспитательной работы в условиях учреждений профессионального образования следует осуществлять по основным параметрам:
- Личностное развитие обучающихся как показатель эффективности идеологической и воспитательной работы в учреждениях профессионального образования (личностные параметры).
- Качество организации идеологической и воспитательной работы в учреждении профессионального образования (системные параметры).
Каждый критерий включает показатели, которые дают информацию об отношениях обучающегося с объектами, отраженными в целях воспитания (Приложение 1).
Отбор критериев основывался на принципах целостности, преемственности, воспитательной целесообразности, диагностико-прогностической направленности. При отборе критериев и показателей качества идеологической и воспитательной работы учитывалось требование их доступности для понимания педагогами, учащимися и родителями.
Использование критериев и показателей качества идеологической и воспитательной работы позволяет:
— определить соответствие содержания, объема и характера воспитательной работы целям и задачам формирования личности будущего субъекта труда;
— оценить разумное распределение во времени и пространстве всех целенаправленных воспитательных воздействий;
— оценить степень соответствия содержания воспитания поставленным целям воспитательной системы;
— оценить общий психологический климат, стиль отношений в учреждении образования, самочувствие учащегося, его социально-психологическую защищенность;
— прогнозировать развитие профессионально значимых качеств и готовность выпускников к деятельности на производстве и в трудовом коллективе.
2.1. Личностное развитие учащихся как показатель эффективности идеологической и воспитательной работы в учреждениях профессионального образования (личностные параметры)
Анализ уровня воспитанности личности направлен на отслеживание динамики развития личности каждого учащегося.
Оценка результатов эффективности идеологической и воспитательной работы определяется уровнями:
— высокий уровень (4 балла);
— достаточный уровень (3 балла);
— средний уровень (2 балла);
— низкий уровень (1 балл).
Для оценивания уровня воспитанности необходимо использовать диагностический инструментарий, предложенный в методических рекомендациях «Планирование и организация изучения качества воспитательного процесса в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования» (УО РИПО, 2017 г.). Представленные в пособии методики (опросники, анкеты, таблицы и др.) дают возможность определить уровень выраженности (сформированности) основных компонентов воспитанности, особенности направленности учащихся, а также выявить отдельные особенности воспитательного процесса.
Для получения объективной оценки уровня воспитанности учащихся в мониторинге участвуют несколько субъектов воспитательного процесса (куратор (мастер производственного обучения), педагог-психолог, педагог социальный и др.). Целесообразно заполнение технологической карты определения уровня воспитанности личности учащихся, в которую заносятся результаты оценок каждым субъектом воспитательного процесса, и на основе полученных данных определяется среднее арифметическое значение по каждому учащемуся, которое соответствует определенному уровню воспитанности личности учащихся.
Технологическая карта определения уровня воспитанности личности учащихся
№
п/п |
Ф.И.
учащегося |
Название критерия | |||
Куратор
|
Педагог-психолог | Педагог социальный | Итог
|
||
Итого (по группе) |
Результаты итоговых оценок фиксируются в Журнале куратора. Полученные данные обязательно сравниваются с уже имеющимися показателями за предыдущий период.
При изучении уровня воспитанности учащихся особое внимание следует уделять выявлению тенденций изменения показателей в течение всего периода обучения. В целях анализа динамики формирования личности учащегося и результативности воспитывающей деятельности учреждениям образования рекомендуется развивать базы данных результатов мониторинга на основе заполнения технологических карт оценки уровня воспитанности учащихся за весь период обучения (Приложение 2).
Перечень критериев и показателей личностного развития
Критерий 1. Идейная убежденность и общественно-политическая активность.
Показатели:
1.1. Содержание идеалов, ценностей учащегося.
1.2. Знания и понимание основ идеологии белорусского государства.
1.3. Гражданская позиция учащегося.
1.4. Участие в деятельности органов самоуправления, общественных организаций.
1.5. Степень проявления активности и инициативности в мероприятиях общественно-политической направленности.
Критерий 2. Гражданственность и патриотизм.
Показатели:
2.1. Отношение к исполнению гражданских обязанностей, гражданского долга.
2.2. Участие в общественной жизни города, страны.
2.3. Готовность отстаивать интересы страны.
2.4. Отношение к воинскому долгу.
2.5. Знание и бережное отношение к истории своего народа, страны.
Критерий 3. Национальное и поликультурное самосознание.
Показатели:
3.1. Знание истории своей страны и понимание традиций.
3.2. Знание родословной своей семьи.
3.3. Толерантность в отношении других наций.
3.4. Культура межнационального и межконфессионального общения.
Критерий 4. Овладение информационной культурой.
Показатели:
4.1. Умение получать и анализировать информацию, навыки работы с информацией, в т.ч. в профессиональном аспекте.
4.2. Умение оценивать источники и значимость получаемой информации, противостоять негативным воздействиям СМИ.
4.3. Культура безопасного поведения в информационном пространстве.
Критерий 5. Культура здорового образа жизни.
Показатели:
5.1. Сформированность ценностного отношения к жизни.
5.2. Способность к саморегуляции.
5.3. Уровень знаний и потребностей в здоровом образе жизни, культура питания.
5.4. Занятия физической культурой и спортом.
Критерий 6. Правовая культура.
Показатели:
6.1. Дисциплинированность.
6.2. Уровень знаний и осознанного исполнения законов Республики Беларусь.
6.3. Понимание гражданских прав и свобод, отношение к выполнению обязанностей.
Критерий 7. Культура общения.
Показатели:
7.1. Участие в коллективных общественных делах.
7.2. Бесконфликтное общение.
7.3. Коммуникативные умения и культура речи.
Критерий 8. Экологическая культура.
Показатели:
8.1. Понимание экологических проблем и отношение к природе.
8.2. Ответственное отношение к природным ресурсам.
8.3. Реализация идей устойчивого развития в общественной и профессиональной деятельности.
Критерий 9. Культура семейных отношений и готовность к семейной жизни.
Показатели:
9.1. Психологическая атмосфера в семье, отношение к воспитанию детей.
9.2. Уровень знаний о социальной значимости семьи.
9.3. Уровень готовности к будущей семейной жизни.
9.4. Гендерная культура.
Критерий 10. Профессионально значимые качества работника. Показатели:
10.1. Профессиональная мобильность.
10.2. Уровень адаптированности.
10.3. Уровень потребности в саморазвитии в профессии.
10.4. Конкурентоспособность и потребность в профессиональных достижениях.
10.5. Организованность, умение работать в команде.
10.6. Самостоятельность.
Критерий 11. Отношение к труду.
Показатели:
11.1. Мотивация к труду.
11.2. Уровень самостоятельности, инициативности, ответственности, трудовой дисциплины.
11.3. Способность к рефлексии своей профессиональной деятельности, построению профессиональных планов.
Критерий 12. Экономическая культура.
Показатели:
12.1. Умение анализировать социально-экономическую ситуацию.
12.2. Уровень деловой активности, творчества в деятельности.
12.3. Способность к прогнозированию, оправданному риску в профессиональной деятельности.
Критерий 13. Отношение к ценностям и нормам коллектива.
Показатели:
13.1. Готовность к принятию традиции коллектива и корпоративной культуры.
13.2. Готовность к трудовой деятельности в коллективе.
13.3. Степень освоения правил конструктивного общения, поведения в конфликте.
Критерий 14. Внеучебные интересы личности.
Показатели:
14.1. Интересы учащихся.
14.2. Эстетические, познавательные, интеллектуальные и др. потребности.
14.3. Вариативность и содержательность досуга.
Критерий 15. Культурно-бытовые ценности.
Показатели:
15.1. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил поведения.
15.2. Бережное отношение к общественной собственности.
15.3. Адаптированность и самочувствие в условиях общежития.
15.4. Уровень знаний и следования правилам поведения в быту.
15.5. Уровень знаний и навыков экономики и ведения домашнего хозяйства.
2.2. Качество организации идеологической и воспитательной работы в учреждении профессионального образования (системные параметры).
Анализ качества системы воспитания позволяет выяснить, насколько процесс воспитания, организованный в учреждении образования, способствует позитивным изменениям в развитии личности учащегося.
Методы сбора информации: наблюдение, опрос, самооценка, анкетирование, тестирование, анализ документов, анализ деятельности.
Оценка качества организации идеологической и воспитательной работы в учреждении профессионального образования (системные параметры) проводится на основании заполнения технологической карты и определяется по каждому показателю по четырем уровням:
— 4 балла (показатель полностью соответствует предъявляемым требованиям; можно использовать опыт для распространения);
— 3 балла (работа ведется на достаточно высоком уровне; недостатки малочисленны, несущественны и легко исправимы);
— 2 балла (работа ведется на среднем уровне; имеются отдельные недостатки);
— 1 балл (работа не ведется или ведется недостаточно).
Заполнение технологической карты (Приложение 3) позволяет провести качественную и количественную оценку организации идеологической и воспитательной работы, определить проблемные вопросы, зафиксировать и оценить динамику.
Перечень критериев и показателей оценки качества организации идеологической и воспитательной работы
Критерий 1. Планирование идеологической и воспитательной работы.
Показатели:
1.1. Состояние программно-планирующей документации воспитания (наличие программно-планирующей документации воспитания в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, ее соответствие требованиям и рекомендациям Министерства образования Республики Беларусь).
1.2. Соответствие целей и задач воспитания потребностям общества, учреждения образования, личности (соответствие целей и задач воспитания Концепции и Программе непрерывного воспитания).
1.3. Учет результатов идеологической и воспитательной работы при планировании (наличие в плане и программе анализа состояния идеологической и воспитательной работы с выводами и предложениями по совершенствованию воспитательной работы).
1.4. Содержательность плана и программы идеологической и воспитательной работы (соответствие содержания плана и программы воспитательной работы Концепции и Программе непрерывного воспитания, актуальным направлениям воспитания с учетом рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь; разнообразие видов деятельности и содержания воспитания).
1.5. Применение современных технологий, форм и методов идеологической и воспитательной работы (степень применения современных, инновационных технологий, форм и методов воспитания с учетом потребностей и интересов учащихся).
1.6. Конкретность и целесообразность плана и программы идеологической и воспитательной работы (соответствие названия, формы и содержания мероприятий возрастным особенностям учащихся с указанием конкретных сроков проведения, отсутствие общих формулировок (работа с родителями, проведение акций и т.д.)).
1.7. Системность межведомственного взаимодействия, отражение вопросов взаимодействия при планировании (учреждения, организации, с которыми взаимодействует УПО, периодичность проведения совместных мероприятий, согласование, содержание работы, сроки исполнения, отслеживание результатов и др.).
1.8. Системность проведения мониторинга качества воспитания (систематическое проведение мониторинга качества воспитания; участие в мониторинговой деятельности основных субъектов воспитательной работы; учет результатов мониторинга при планировании).
1.9. Результативность идеологической и воспитательной работы (анализ уровня воспитанности учащихся в динамике).
Критерий 2. Нормативное и методическое обеспечение идеологической и воспитательной работы.
Показатели:
2.1. Ведение базы данных нормативных и иных документов, регламентирующих идеологическую и воспитательную работу (наличие систематизированной и актуализированной базы данных нормативных документов, регулирующих идеологическую и воспитательную работу (на бумажных носителях либо в электронном виде).
2.2. Реализация норм и рекомендаций по организации идеологической и воспитательной работы всеми организаторами воспитательного процесса (знание и соблюдение норм и рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь по организации идеологической и воспитательной работы всеми организаторами воспитательного процесса).
2.3. Научно-методическое обеспечение воспитательного процесса (участие в экспериментальной (инновационной) деятельности по направлениям идеологической и воспитательной работы; разработка и реализация современных форм идеологической и воспитательной работы; освещение лучших практик воспитания в периодической печати, СМИ и др.).
2.4. Организация работы методических объединений, цикловых комиссий основных организаторов воспитательной работы (системный характер методической работы, охват всех категорий педагогических работников, обеспечивающих воспитательную работу; проведение заседаний методических объединений, цикловых комиссий кураторов, воспитателей).
2.5. Рассмотрение вопросов идеологической и воспитательной работы на педсоветах, совещаниях и др. (актуальность, периодичность и результативность рассмотрения вопросов идеологической и воспитательной работы на педсоветах, совещаниях и др.).
2.6. Ведение банка методических разработок и материалов по направлениям воспитания (наличие систематизированного и актуализированного банка методических разработок и материалов по направлениям воспитания, их методическая ценность и эстетический вид).
2.7. Профессиональная компетентность кадров и своевременность повышения квалификации педагогов, обеспечивающих идеологическую и воспитательную работу (своевременное повышение квалификации педагогов, обеспечивающих идеологическую и воспитательную работу, %).
Критерий 3. Качество информационного пространства идеологической и воспитательной работы.
Показатели:
3.1. Оформление уголков государственной символики, актуальность и предметность наполнения постоянно действующих выставок по идеологической работе, информационных стендов (эстетическое оформление и наполнение уголков государственной символики, постоянно действующих выставок по идеологической работе, информационных стендов (СППС, правовых знаний, ПО ОО «БРСМ», профсоюзной организации и др.) в соответствии с рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь.
3.2. Выпуск собственных печатных и электронных изданий, качество информации (наличие собственных печатных и электронных изданий, актуальность, содержательность и востребованность информации, привлекательность оформления).
3.3. Информационная работа с учащимися и коллективом (качество проведения информационных часов, единых дней информирования, привлечение общественных деятелей, разнообразие форм информационной работы).
3.4. Участие в идеологической и воспитательной работе представителей администраций, депутатов, базовых предприятий, сотрудников РОВД, МЧС, здравоохранения, ветеранов, творческих деятелей и др. (активность, количество мероприятий, проведенная работа и др.).
3.5. Содержательное наполнение и обновление информации на страницах воспитательной работы сайта учреждения образования (соответствие рекомендациям, интерактивность, творческий подход).
3.6. Использование музея (музейной комнаты) учреждения образования в проведении воспитательной, в том числе, профориентационной работы (участие в проведении воспитательной и профориентационной работы, в т.ч. в 6 день, использование современных интерактивных форм работы, ведение установленной документации, эстетический вид).
3.7. Посещение государственных музеев (посещение государственных музеев различной направленности, количество обучающихся, посетивших музеи).
Критерий 4. Организация досуговой занятости учащихся.
Показатели:
4.1. Разнообразие видов досуговой деятельности (мероприятия трудовой, спортивной, игровой, художественной, научно-исследовательской направленности, праздники, дискотеки, игры, вечера отдыха, чтение литературы, просмотр телепередач, конкурсы, смотры, турпоходы, экскурсии и др.).
4.2. Программно-планирующая документация объединений по интересам (своевременность и качество ведения документации).
4.3. Объединения по интересам в учреждении образования и общежитии (разнообразие объединений по интересам в соответствии с запросами учащихся).
4.4. Численность учащихся, занятых в объединениях по интересам (занятость в объединениях по интересам в учреждении образования и иных структурах, %, динамика).
Критерий 5. Организация социальной активности учащихся.
Показатели:
5.1. Возможности для проявления социальной активности учащихся (наличие первичных организаций общественных объединений, профсоюзной организации, волонтерских отрядов, научно-исследовательских обществ, студотрядов, МООП, бизнес-площадок и др.)
5.2. Вовлеченность учащихся в мероприятия идеологической и воспитательной направленности, общественно-полезную деятельность (участия в трудовых, патриотических, волонтерских и др. акциях, формирующих активную гражданскую позицию).
5.3. Численность учащихся, принимающих участие в мероприятиях гражданско-патриотической направленности, проводимых местными исполнительными и распорядительными органами власти, общественными объединениями (вовлеченность учащихся, %, динамика).
5.4. Взаимодействие с ОО «БРСМ» (планирование и систематичность проведения совместной с ОО «БРСМ» работы, общественно-полезных, благотворительных и иных акций).
5.4. Численность учащихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений, поддерживаемых государством (количество учащихся — членов ПО ОО «БРСМ», др. объединений, профсоюзных организаций, %, динамика).
5.5. Численность учащихся, принимающих участие в работе студенческих отрядов (количество учащихся — членов студенческих отрядов, %, динамика)
5.6. Численность учащихся, вовлеченных в волонтерское (добровольческое) движение (количество учащихся — членов волонтерских отрядов, объединений, %, динамика).
Критерий 6. Эффективность деятельности органов ученического самоуправления в учреждении образования и общежитии.
Показатели:
6.1. Структура самоуправления обучающихся (характеристика структуры самоуправления учащихся, позволяющей эффективно выполнять функции).
6.2. Участие ученического самоуправления в управлении и организации деятельности в учреждении образования (возможности в управлении и организации деятельности в учреждении образования, активность и инициативность членов ученического самоуправления, влияние на принятие организационных решений, степень реализации молодежных инициатив учащихся).
6.4. Ведение установленной документации (своевременность и качество ведения документации).
6.5. Организация работы по формированию лидерского потенциала учащихся (организации работы «Школы лидера», развитие лидерского потенциала учащихся).
6.6. Вовлеченность учащихся в деятельность самоуправления (количество учащихся, входящих в Совет самоуправления УО, общежития; входящих в сектора самоуправления; привлеченных в систему разовых общественных поручений, инициативные творческие группы, %, динамика).
6.7. Взаимодействие с общественными организациями и объединениями (координация, характер взаимодействия с общественными организациями и объединениями).
Критерий 7. Воспитательно-профилактическая работа.
Показатели:
7.1. Организация воспитательно-профилактической работы (содержание деятельности УПО по профилактике противоправного поведения среди учащихся, периодичность проведения информационно-просветительских и иных мероприятий, включенность основных субъектов воспитательной работы и др.).
7.2. Деятельность совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (содержание деятельности, соответствие планов, приказов, протоколов, материалов заседаний и др. положению о деятельности совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, методическим рекомендациям).
7.3. Рассмотрение вопросов состояния воспитательно-профилактической работы, анализ случаев противоправного поведения на педагогических советах, заседаниях совета профилактики и др. (периодичность рассмотрения, наличие и полнота материалов, анализ причин совершения учащимися преступлений и правонарушений и др.).
7.4. Организация индивидуальной профилактической работы с учащимися, совершившими преступления, правонарушения (ведение учетно-профилактических дел, дифференцированность и выполнение индивидуальных планов профилактической работы с учащимися, включенность учащихся в организованные формы досуга, их посещаемость и др.).
7.5. Организация воспитательно-профилактической работы с учащимися, склонными к противоправному поведению, имеющими дисциплинарные взыскания, нарушающими правила внутреннего распорядка (рассмотрение на советах профилактики (несовершеннолетние), совещаниях при администрации (совершеннолетние), качество профилактической работы с учащимися, имеющими дисциплинарные взыскания, нарушающими правила внутреннего распорядка, отслеживание результативности работы и др.).
7.6. Правоохранительное, агитационное движение (деятельность агитационных групп, волонтерских групп по профилактике противоправного поведения среди учащихся, молодежных отрядов охраны правопорядка и др.).
7.7. Взаимодействие с инспекциями по делам несовершеннолетних, РОВД, иными структурами Министерства внутренних дел (включенность инспектора ИДН в Совет профилактики, периодичность проведения совместных мероприятий, рейдов, профилактических бесед).
7.8. Количество и характер преступлений и правонарушений, совершенных учащимися (динамика случаев совершения учащимися преступлений и правонарушений).
Критерий 8. Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь. Защита прав и законных интересов учащихся.
Показатели:
8.1. Системность реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (наличие и содержательность Плана воспитательной работы и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении (далее – СОП), деятельность по раннему выявлению, актуальность списка учащихся СОП, взаимодействие с различными государственными и общественными организациями, ведение личных дел, дифференцированность содержания и выполнения индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, рассмотрение промежуточных и итоговых результатов работы на советах профилактики, включенность учащихся СОП в организованные формы досуга, их посещаемость, динамика и анализ количества учащихся СОП и др.).
8.2. Постинтернатное сопровождение учащихся из категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (актуализация базы данных учащихся, содержание деятельности по постинтернатному сопровождению учащихся, включенность учащихся из категории детей-сирот в организованные формы досуга, организация контроля за учебной деятельностью, занятостью в каникулярный период, создание надлежащих социально-бытовых условий в общежитии, контроль за расходованием денежных средств, патронатное воспитание в соответствии с Положением о патронатном воспитании, бронирование первого рабочего места, меры по жизнеустройству к выпуску, постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, передача по достижении совершеннолетия имущества и др.).
8.3. Деятельность по взысканию средств на содержание детей с обязанных лиц (актуальность списка обязанных лиц, своевременность направления запросов, переписка с заинтересованными, процент возмещения по УПО с момента действия Декрета № 18).
8.4. Формы и методов работы педагогических работников по социальной адаптации учащихся, требующих повышенного педагогического внимания (включенность кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, воспитателей общежития, педагогов-организаторов, разнообразие и содержание форм и методов работы, их периодичность и др.).
8.5. Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь учащимся из категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, учащимся ОПФР, испытывающими трудности в адаптации, обучении, одаренными учащимися ими др. (формы и методы работы, диагностики учащихся по адаптации на первом курсе, подготовке к самостоятельной жизни, социальной адаптации, психологической устойчивости, коррекционно-развивающая работа и др.).
8.6. Патронат выпускников из категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, учащихся ОПФР (сбор сведений в течение 2-х лет после завершения обучения, взаимодействие с иными субъектами постинтернатного сопровождения по оказанию помощи в социальной адаптации в обществе и др.).
8.7. Защита законных интересов учащихся иных категорий (участие в заседаниях судов, опросах учащихся, сопровождение в учреждениях здравоохранения, администрации районов, социальные службы, военкоматы, исполнение запросов и др.).
8.8. Деятельность специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образование (планирование работы, ведение документации, консультирование участников образовательного процесса, работа в общежитии, телефон доверия, индивидуальная и групповая работа и др.).
8.9. Условия для проведения индивидуальной и групповой работы с учащимися, кабинет СППС (наличие кабинета(ов), обустройство мебелью, эстетический вид, наличие отдельного номера телефона, доступ в Интернет, медиа- и видеотека, специальное оборудование и др.).
Критерий 9. Воспитание культуры здорового образа жизни.
Показатели:
9.1. Системность проведения единых дней здоровья, спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, мероприятий по формированию культуры здорового образа жизни (ЗОЖ) (периодичность проведения, включенность учащихся в данные мероприятия и др., формы и методы работы по формированию ЗОЖ).
9.2. Предотвращение случаев травматизма во внеучебной деятельности (профилактика травматизма, инструктажи среди педагогов и учащихся, обеспечение безопасной среды в учреждении, наличие случаев травматизма, их рассмотрение, анализ причин, принятые меры.).
9.3. Деятельность по формированию у учащихся антинаркотического барьера (проведение ежегодного психосоциального анкетирования: материалы, анализ, рекомендации; формы и методы работы по формированию антинаркотического барьера, проведение профилактики, индивидуальная работа с учащимися состоящими на учете у нарколога за употребление наркотических средств и психотропных веществ, анализ причин, принятые меры, динамика и анализ изменения количества учащихся, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества и др.).
9.4. Деятельность по профилактике курения среди учащихся (формы и методы работы, их содержание и периодичность, динамика и анализ изменения количества курящих учащихся (по результатам опросов, анкетирования).
9.5. Деятельность по профилактике алкогольной зависимости среди учащихся (формы и методы работы, их содержание и периодичность, динамика и анализ изменения количества употребляющих алкогольные напитки учащихся (по результатам опросов, анкетирования), количества учащихся, состоящих на учете у нарколога за употребление алкогольных напитков).
Критерий 10. Воспитание психологической культуры.
Показатели:
10.1. Организация работы по формированию психологической культуры учащихся (цель и задачи, основные направления, содержание деятельности и др.).
10.2. Деятельность по развитию эмоционально-ценностной сферы личности, творческого потенциала и ресурсных возможностей личности (диагностическая работа: материалы, результаты, рекомендации; формы и методы работы по обучению навыкам конструктивного взаимодействия по формированию установок на сознательное построение собственной жизни, самопознанию и выражению ценностей и др., коррекционно-развивающая работа, периодичность проведения, охват учащихся и др.).
10.3. Профилактика суицидоопасного поведения учащихся (диагностическая работа: материалы, результаты, рекомендации; формы и методы работы, периодичность проведения, коррекционно-развивающая работа с учащимися с высоким риском суицидоопасного поведения, с учащимися, совершившими попытки и др.).
10.4. Работа с педагогическим коллективом (формы и методы работы по развитию навыков педагогического общения, конструктивного взаимодействия, обучению способам снятия эмоционального напряжения, благоприятного разрешения конфликтных ситуаций, способностей к анализу и самоанализу педагогической деятельности их периодичность).
Критерий 11. Качество профориентационной работы.
Показатели:
11.1. Планирование профориентационной работы (наличие плана УО по организации профориентационной работы в соответствии с Концепцией развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь, рекомендациями Министерства образования РБ; наличие договоров о сотрудничестве с УОСО*, отделами (управлениями) образования).
11.2. Профориентационная работа со школьниками и родителями, в том числе, в 6 день недели (систематическое проведение профориентационной работы со школьниками и родителями, в том числе, в 6 день недели).
11.3. Формы и методы профориентации (разнообразие применения современных форм и методов работы в организации профориентации, их интерактивность).
11.4. Проведение Дней открытых дверей в УО (периодичность проведения Дней открытых дверей в УО, их содержательность, разнообразие видов деятельности).
11.5. Организация мастер-классов, профессиональных проб (качество и частота проведения мастер-классов, профессиональных проб с использованием возможностей материально-технической базы УО).
11.6. Организация работы информационных групп, агитбригад (наличие и уровень активности информационных групп, профориентационных агитбригад).
11.7. Взаимодействие с организациями-заказчиками кадров в профориентационной работе (осуществление взаимодействия с организациями-заказчиками кадров в проведении профориентационной работы).
11.8. Информационное обеспечение профориентации (наличие раздела «Абитуриенту» («Информация для поступающих) на сайте, стендах, актуальность и интерактивность размещаемых материалов; разнообразие и качество информационных материалов (флаеры, буклеты, постер-мотиваторы, плакаты и др), промо-продукции (календари, ручки, блокноты, кепки и др.).
11.9. Рассмотрение профориентационных вопросов на педсоветах, совещаниях (периодичность рассмотрения профориентационных вопросов на педсоветах, совещаниях).
12.10. Выполнение плана контрольных цифр приема (выполнение плана контрольных цифр приема по всем специальностям, %).
Критерий 12. Эффективность использования материально-технической базы воспитательной работы.
Показатели:
12.1. Развитие инфраструктуры учебных корпусов, отдельных зданий учреждения образования для реализации основных направлений идеологической и воспитательной работы (наличие, состояние и оборудование помещений для проведения культурно-досуговой, культурно-массовой, воспитательно-профилактической, спортивно-массовой, оздоровительной и иных направлений работы (актовый зал, библиотека, кабинет СППС, центры досуга, клубы, музеи (музейные комнаты), театры, спортзалы, тренажерные залы, бассейны и др.)).
12.2. Эффективность использования потенциала открытых сооружений учреждения образования (наличие, состояние и оборудование стадионов и иных спортивных сооружений, памятных сооружений, тематических площадок, дендрариев и др.).
12.3. Использование потенциала материально-технической базы общежития для организации идеологической и воспитательной работы в общежитии* (наличие и использование комнат ученического самоуправления, общественных организаций, кабинеты специалистов СППС, комнаты самоподготовки и др.).
12.4. Техническая обеспеченность воспитательного процесса (электронные средства воспитания, локальная сеть, доступ в интернет, использование ИКТ и др.).
12.5. Использование ресурсов окружающей социокультурной среды (проведение работы на базе образовательных, спортивных, культурных, природных, исторических и иных объектов населенного пункта, района).
*Показатель используется при наличии в учреждении образования общежития.
Приложение 1. Критерии и показатели эффективности идеологической и воспитательной работы по личностным параметрам
№ п/п, название критерия | Показатели | |
Личностное развитие обучающихся как показатель эффективности идеологической и воспитательной работы в учреждениях профессионального образования (личностные параметры) |
||
1. Идейная убежденность и общественно-политическая активность. |
1.1. Содержание идеалов, ценностей учащегося. 1.2. Знания и понимание основ идеологии белорусского государства. 1.3. Гражданская позиция учащегося. 1.4. Участие в деятельности органов самоуправления, общественных организаций. 1.5. Степень проявления активности и инициативности в мероприятиях общественно-политической направленности. |
|
2. Гражданственность и патриотизм | 2.1. Отношение к исполнению гражданских обязанностей, гражданского долга.
2.2. Участие в общественной жизни города, страны. 2.3. Готовность отстаивать интересы страны. 2.4. Отношение к воинскому долгу. 2.5. Знание и бережное отношение к истории своего народа, страны. |
|
3. Национальное и поликультурное самосознание | 3.1. Знание истории своей страны и понимание традиций.
3.2. Знание родословной своей семьи. 3.3. Толерантность в отношении других наций. 3.4. Культура межнационального и межконфессионального общения. |
|
4. Овладение информационной культурой | 4.1. Умение получать и анализировать информацию, навыки работы с информацией, в т.ч. в профессиональном аспекте.
4.2. Умение оценивать источники и значимость получаемой информации, противостоять негативным воздействиям СМИ. 4.3. Культура безопасного поведения в информационном пространстве. |
|
5. Культура здорового образа жизни | 5.1. Сформированность ценностного отношения к жизни.
5.2. Способность к саморегуляции. 5.3. Уровень знаний и потребностей в здоровом образе жизни, культура питания. 5.4. Занятия физической культурой и спортом. |
|
6. Правовая культура | 6.1. Дисциплинированность.
6.2. Уровень знаний и осознанного исполнения законов Республики Беларусь. 6.3. Понимание гражданских прав и свобод, отношение к выполнению обязанностей. |
|
7. Культура общения | 7.1. Участие в коллективных общественных делах.
7.2. Бесконфликтное общение. 7.3. Коммуникативные умения и культура речи. |
|
8. Экологическая культура | 8.1. Понимание экологических проблем и отношение к природе.
8.2. Ответственное отношение к природным ресурсам. 8.3. Реализация идей устойчивого развития в общественной и профессиональной деятельности. |
|
9. Культура семейных отношений и готовность к семейной жизни | 9.1. Психологическая атмосфера в семье, отношение к воспитанию детей.
9.2. Уровень знаний о социальной значимости семьи. 9.3. Уровень готовности к будущей семейной жизни. 9.4. Гендерная культура. |
|
10. Профессионально значимые качества работника | 10.1. Профессиональная мобильность.
10.2. Уровень адаптированности. 10.3. Уровень потребности в саморазвитии в профессии. 10.4. Конкурентоспособность и потребность в профессиональных достижениях. 10.5. Организованность, умение работать в команде. 10.6. Самостоятельность. |
|
11. Отношение к труду | 11.1. Мотивация к труду.
11.2. Уровень самостоятельности, инициативности, ответственности, трудовой дисциплины. 11.3. Способность к рефлексии своей профессиональной деятельности, построению профессиональных планов |
|
12. Экономическая культура | 12.1. Умение анализировать социально-экономическую ситуацию.
12.2. Уровень деловой активности, творчества в деятельности. 12.3. Способность к прогнозированию, оправданному риску в профессиональной деятельности. |
|
13. Отношение к ценностям и нормам коллектива | 13.1. Готовность к принятию традиции коллектива и корпоративной культуры.
13.2. Готовность к трудовой деятельности в коллективе. 13.3. Степень освоения правил конструктивного общения, поведения в конфликте. |
|
14. Внеучебные интересы и самореализация личности | 14.1. Интересы учащихся.
14.2. Эстетические, познавательные, интеллектуальные и др. потребности. 14.3. Вариативность и содержательность досуга. |
|
15. Культурно-бытовые ценности |
15.1. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил поведения. 15.2. Бережное отношение к общественной собственности. 15.3. Адаптированность и самочувствие в условиях общежития. 15.4. Уровень знаний и следования правилам поведения в быту. 15.5. Уровень знаний и навыков экономики и ведения домашнего хозяйства. |
|
Критерии и показатели эффективности идеологической и воспитательной работы по системным параметрам
№ п/п, название критерия | Показатели |
1. Качество организации идеологической и воспитательной работы в учреждении профессионального образования (системные параметры) |
|
1. Планирование идеологической и воспитательной работы
|
1.1. Состояние программно-планирующей документации воспитания
1.2. Соответствие целей и задач воспитания потребностям общества, учреждения образования, личности 1.3. Учет результатов идеологической и воспитательной работы при планировании 1.4. Содержательность плана и программы идеологической и воспитательной работы 1.5. Применение современных технологий, форм и методов идеологической и воспитательной работы 1.6. Конкретность и целесообразность плана и программы идеологической и воспитательной работы 1.7. Системность межведомственного взаимодействия, отражение вопросов взаимодействия при планировании 1.8. Системность проведения мониторинга качества воспитания |
2. Нормативное и методическое обеспечение идеологической и воспитательной работы
|
2.1. Ведение базы данных нормативных и иных документов, регламентирующих идеологическую и воспитательную работу
2.2. Реализация норм и рекомендаций по организации идеологической и воспитательной работы всеми организаторами воспитательного процесса 2.3. Научно-методическое обеспечение воспитательного процесса 2.4. Организация работы методических объединений, цикловых комиссий основных организаторов воспитательной работы 2.5. Рассмотрение вопросов идеологической и воспитательной работы на педсоветах, совещаниях и др. 2.6. Ведение банка методических разработок и материалов по направлениям воспитания 2.7. Профессиональная компетентность кадров и своевременность повышения квалификации педагогов, обеспечивающих идеологическую и воспитательную работу |
3. Качество информационного пространства идеологической и воспитательной работы. | 3.1. Оформление уголков государственной символики, актуальность и предметность наполнения постоянно действующих выставок по идеологической работе, информационных стендов
3.2. Выпуск собственных печатных и электронных изданий, качество информации 3.3. Информационная работа с учащимися и коллективом 3.4. Участие в идеологической и воспитательной работе представителей администраций, депутатов, базовых предприятий, сотрудников РОВД, МЧС, здравоохранения, ветеранов, творческих деятелей и др. 3.5. Содержательное наполнение и обновление информации на страницах воспитательной работы сайта учреждения образования 3.6. Использование музея (музейной комнаты) учреждения образования в проведении воспитательной, в том числе, профориентационной работы 3.7. Посещение государственных музеев |
4. Организация досуговой занятости учащихся.
|
4.1. Разнообразие видов досуговой деятельности
4.2. Программно-планирующая документация объединений по интересам 4.3. Объединения по интересам в учреждении образования и общежитии 4.4. Численность учащихся, занятых в объединениях по интересам |
5. Организация социальной активности учащихся
|
5.1. Возможности для проявления социальной активности учащихся
5.2. Вовлеченность учащихся в мероприятия идеологической и воспитательной направленности, общественно-полезную деятельность 5.3. Численность учащихся, принимающих участие в мероприятиях гражданско-патриотической направленности, проводимых местными исполнительными и распорядительными органами власти, общественными объединениями 5.4. Взаимодействие с ОО «БРСМ» 5.5. Численность учащихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений, поддерживаемых государством 5.6. Численность учащихся, принимающих участие в работе студенческих отрядов 5.7. Численность учащихся, вовлеченных в волонтерское (добровольческое) движение |
6. Эффективность деятельности органов ученического самоуправления в учреждении образования и общежитии
|
6.1. Структура самоуправления учащихся
6.2. Участие ученического самоуправления в управлении и организации деятельности в учреждении образования 6.3. Ведение установленной документации 6.4. Организация работы по формированию лидерского потенциала учащихся 6.5. Вовлеченность учащихся в деятельность самоуправления 6.6. Взаимодействие с общественными организациями и объединениями |
7. Воспитательно-профилактическая работа
|
7.1. Организация воспитательно-профилактической работы
7.2. Деятельность совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 7.3. Рассмотрение вопросов состояния воспитательно-профилактической работы, анализ случаев противоправного поведения на педагогических советах, заседаниях совета профилактики 7.4. Организация индивидуальной профилактической работы с учащимися, совершившими преступления, правонарушения 7.5. Организация воспитательно-профилактической работы с учащимися, склонными к противоправному поведению, имеющими дисциплинарные взыскания, нарушающими правила внутреннего распорядка 7.6. Правоохранительное, агитационное движение 7.7. Взаимодействие с инспекциями по делам несовершеннолетних, РОВД, иными структурами Министерства внутренних дел 7.8. Количество и характер преступлений и правонарушений, совершенных учащимися
|
8. Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь. Защита прав и законных интересов учащихся. | 8.1. Системность реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»
8.2. Постинтернатное сопровождение учащихся из категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа 8.3. Деятельность по взысканию средств на содержание детей с обязанных лиц 8.4. Формы и методов работы педагогических работников по социальной адаптации учащихся, требующих повышенного педагогического внимания 8.5. Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь учащимся из категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, учащимся ОПФР, испытывающими трудности в адаптации, обучении, одаренными учащимися ими др. 8.6. Патронат выпускников из категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, учащихся с ОПФР 8.7. Защита законных интересов учащихся иных категорий 8.8. Деятельность специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образование 8.9. Условия для проведения индивидуальной и групповой работы с учащимися, кабинет СППС |
9. Воспитание культуры здорового образа жизни
|
9.1. Системность проведения единых дней здоровья, спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, мероприятий по формированию культуры здорового образа жизни
9.2. Предотвращение случаев травматизма во внеучебной деятельности 9.3. Деятельность по формированию у учащихся антинаркотического барьера 9.4. Деятельность по профилактике курения среди учащихся 9.5. Деятельность по профилактике алкогольной зависимости среди учащихся |
10. Воспитание психологической культуры.
|
10.1. Организация работы по формированию психологической культуры учащихся
10.2. Деятельность по развитию эмоционально-ценностной сферы личности, творческого потенциала и ресурсных возможностей личности 10.3. Профилактика суицидоопасного поведения учащихся 10.4. Работа с педагогическим коллективом |
11. Качество профориентационной работы
|
11.1. Планирование профориентационной работы
11.2. Профориентационная работа со школьниками и родителями, в том числе, в 6 день недели 11.3. Формы и методы профориентации 11.4. Проведение Дней открытых дверей в УО 11.5. Организация мастер-классов, профессиональных проб 11.6. Организация работы информационных групп, агитбригад 11.7. Взаимодействие с организациями-заказчиками кадров в профориентационной работе 11.8. Информационное обеспечение профориентации 11.9. Рассмотрение профориентационных вопросов на педсоветах, совещаниях 11.10. Выполнение плана контрольных цифр приема |
12. Эффективность использования материально-технической базы воспитательной работы | 12.1. Развитие инфраструктуры учебных корпусов, отдельных зданий учреждения образования для реализации основных направлений идеологической и воспитательной работы
12.2. Эффективность использования потенциала открытых сооружений учреждения образования 12.3. Использование потенциала материально-технической базы общежития для организации идеологической и воспитательной работы в общежитии 12.4. Техническая обеспеченность воспитательного процесса 12.5. Использование ресурсов окружающей социокультурной среды |
Приложение 2. Технологическая карта оценки уровня воспитанности учащихся за весь период обучения
№ п/п, критерии | Уровни воспитанности личности | |||||||
1 курс | 2 курс | 3 курс | Итого | |||||
Значение | Динамика | Значение | Динамика | Значение | Динамика | Значение | Динамика | |
1. Идейная убежденность и общественно-политическая активность. | ||||||||
2. Гражданственность и патриотизм | ||||||||
3. Национальное и поликультурное самосознание | ||||||||
4. Овладение информационной культурой | ||||||||
5. Культура здорового образа жизни | ||||||||
6. Правовая культура | ||||||||
7. Культура общения | ||||||||
8. Экологическая культура | ||||||||
9. Культура семейных отношений и готовность к семейной жизни | ||||||||
10. Профессионально значимые качества работника | ||||||||
11. Отношение к труду | ||||||||
12. Экономическая культура | ||||||||
13. Отношение к ценностям и нормам коллектива | ||||||||
14. Внеучебные интересы и самореализация личности | ||||||||
15. Культурно-бытовые ценности | ||||||||
Общий показатель уровень воспитанности |
Приложение 3. Технологическая карта проведения анализа и самоанализа качества идеологической и воспитательной работы (системные параметры)
№ | Критерии и показатели | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
1. Планирование идеологической и воспитательной работы | |||||
1.1 | Состояние программно-планирующей документации воспитания | ||||
1.2 | Соответствие целей и задач воспитания потребностям общества, учреждения образования, личности | ||||
1.3 | Учет результатов идеологической и воспитательной работы при планировании | ||||
1.4 | Содержательность плана и программы идеологической и воспитательной работы | ||||
1.5 | Применение современных технологий, форм и методов идеологической и воспитательной работы | ||||
1.6. | Конкретность и целесообразность плана и программы идеологической и воспитательной работы | ||||
1.7 | Системность проведения мониторинга качества воспитания | ||||
1.8 | Системность межведомственного взаимодействия, отражение вопросов взаимодействия при планировании | ||||
Результаты по критерию 1:
высокий уровень – 28-32; достаточный – 20-27; средний – 12-19; низкий – 8-11 баллов. |
Баллов: | Уровень: | |||
2. Нормативное и методическое обеспечение идеологической и воспитательной работы | |||||
2.1 | Ведение базы данных нормативных и иных документов, регламентирующих идеологическую и воспитательную работу | ||||
2.2 | Реализация норм и рекомендаций по организации идеологической и воспитательной работы всеми организаторами воспитательного процесса | ||||
2.3 | Научно-методическое обеспечение воспитательного процесса | ||||
2.4 | Организация работы методических объединений, цикловых комиссий основных организаторов воспитательной работы | ||||
2.5 | Рассмотрение вопросов идеологической и воспитательной работы на педсоветах, совещаниях и др. | ||||
2.6 | Ведение банка методических разработок и материалов по направлениям воспитания | ||||
2.7 | Профессиональная компетентность кадров и своевременность повышения квалификации педагогов, обеспечивающих идеологическую и воспитательную работу | ||||
Результаты по критерию 2:
высокий уровень – 25-28; достаточный – 18-24; средний – 11-17; низкий – 7-10 баллов. |
Баллов: | Уровень: | |||
3. Качество информационного пространства идеологической и воспитательной работы | |||||
3.1 | Оформление уголков государственной символики, актуальность и предметность наполнения постоянно действующих выставок по идеологической работе, информационных стендов | ||||
3.2 | Выпуск собственных печатных и электронных изданий, качество информации | ||||
3.3 | Информационная работа с учащимися и коллективом | ||||
3.4 | Участие в идеологической и воспитательной работе представителей администраций, депутатов, базовых предприятий, сотрудников РОВД, МЧС, здравоохранения, ветеранов, творческих деятелей и др. | ||||
3.5 | Содержательное наполнение и обновление информации на страницах воспитательной работы сайта учреждения образования | ||||
3.6 | Использование музея (музейной комнаты) учреждения образования в проведении воспитательной, в том числе, профориентационной работы | ||||
3.7 | Посещение государственных музеев | ||||
Результаты по критерию 3:
высокий уровень – 25-28; достаточный – 18-24; средний – 11-17; низкий – 7-10 баллов. |
Баллов: | Уровень: | |||
4. Организация досуговой занятости учащихся | |||||
4.1 | Разнообразие видов досуговой деятельности | ||||
4.2 | Программно-планирующая документация объединений по интересам | ||||
4.3 | Объединения по интересам в учреждении образования и общежитии | ||||
4.4 | Численность учащихся, занятых в объединениях по интересам | ||||
Результаты по критерию 4:
высокий уровень – 14-16; достаточный – 11-14; средний – 7-10; низкий – 4-6 баллов |
Баллов: | Уровень:
|
|||
5. Организация социальной активности учащихся | |||||
5.1 | Возможности для проявления социальной активности учащихся | ||||
5.2 | Вовлеченность учащихся в мероприятия идеологической и воспитательной направленности, общественно-полезную деятельность | ||||
5.3 | Взаимодействие с ОО «БРСМ» | ||||
5.4 | Численность учащихся, принимающих участие в мероприятиях гражданско-патриотической направленности, проводимых местными исполнительными и распорядительными органами власти, общественными объединениями | ||||
5.5 | Численность учащихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений, поддерживаемых государством | ||||
5.6 | Численность учащихся, принимающих участие в работе студенческих отрядов | ||||
5.7. | Численность учащихся, вовлеченных в волонтерское (добровольческое) движение | ||||
Результаты по критерию 5:
высокий уровень – 25-28; достаточный – 18-24; средний – 11-17; низкий – 7-10 баллов. |
Баллов: | Уровень:
|
|||
6. Эффективность деятельности органов ученического самоуправления в учреждении образования и общежитии | |||||
6.1 | Структура самоуправления обучающихся | ||||
6.2 | Участие ученического самоуправления в управлении и организации деятельности в учреждении образования | ||||
6.3 | Ведение установленной документации | ||||
6.4 | Организация работы по формированию лидерского потенциала учащихся | ||||
6.5 | Вовлеченность учащихся в деятельность самоуправления | ||||
6.6 | Взаимодействие с общественными организациями и объединениями | ||||
Результаты по критерию 6:
высокий уровень – 21-24; достаточный – 15-20; средний – 9-14; низкий – 6-8 баллов. |
Баллов: | Уровень: | |||
7. Воспитательно-профилактическая работа | |||||
7.1. | Организация воспитательно-профилактической работы | ||||
7.2. | Деятельность совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | ||||
7.3. | Рассмотрение вопросов состояния воспитательно-профилактической работы, анализ случаев противоправного поведения на педагогических советах, заседаниях совета профилактики | ||||
7.4. | Организация индивидуальной профилактической работы с учащимися, совершившими преступления, правонарушения | ||||
7.5. | Организация воспитательно-профилактической работы с учащимися, склонными к противоправному поведению, имеющими дисциплинарные взыскания, нарушающими правила внутреннего распорядка | ||||
7.6. | Правоохранительное, агитационное движение | ||||
7.7. | Взаимодействие с инспекциями по делам несовершеннолетних, РОВД, иными структурами Министерства внутренних дел | ||||
7.8. | Количество и характер преступлений и правонарушений, совершенных учащимися | ||||
Результаты по критерию 7:
высокий уровень – 28-32; достаточный – 20-27; средний – 12-19; низкий – 8-11 баллов. |
Баллов: | Уровень: | |||
8. Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь. Защита прав и законных интересов учащихся | |||||
8.1. | Системность реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» | ||||
8.2. | Постинтернатное сопровождение учащихся из категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа | ||||
8.3. | Деятельность по взысканию средств на содержание детей с обязанных лиц | ||||
8.4. | Формы и методов работы педагогических работников по социальной адаптации учащихся, требующих повышенного педагогического внимания | ||||
8.5. | Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь учащимся из категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, учащимся ОПФР, испытывающими трудности в адаптации, обучении, одаренными учащимися ими др. | ||||
8.6. | Защита законных интересов учащихся иных категорий | ||||
8.7. | Патронат выпускников из категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, учащихся с ОПФР | ||||
8.8. | Деятельность специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образование | ||||
8.9. |
Условия для проведения индивидуальной и групповой работы с учащимися, кабинет СППС | ||||
Результаты по критерию 8:
высокий уровень –31-36; достаточный – 23-31; средний – 14-22; низкий – 9-13 баллов. |
Баллов: | Уровень: | |||
9. Воспитание культуры здорового образа жизни | |||||
9.1. | Деятельность по профилактике алкогольной зависимости среди учащихся | ||||
9.2. | Предотвращение случаев травматизма во внеучебной деятельности | ||||
9.3. | Деятельность по формированию у учащихся антинаркотического барьера | ||||
9.4. | Деятельность по профилактике курения среди учащихся | ||||
9.5. | Системность проведения единых дней здоровья, спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, мероприятий по формированию культуры здорового образа жизни | ||||
Результаты по критерию 9:
высокий уровень – 18-20; достаточный – 13-17; средний – 8-12; низкий – 5-7 баллов. |
Баллов: | Уровень: | |||
10. Воспитание психологической культуры | |||||
10.1 | Организация работы по формированию психологической культуры учащихся | ||||
10.2 | Деятельность по развитию эмоционально-ценностной сферы личности, творческого потенциала и ресурсных возможностей личности | ||||
10.3 | Профилактика суицидоопасного поведения учащихся | ||||
10.4 | Работа с педагогическим коллективом | ||||
Результаты по критерию 10:
высокий уровень – 14-16; достаточный – 11-14; средний – 7-10; низкий – 4-6 баллов. |
Баллов: | Уровень:
|
|||
11. Качество профориентационной работы | |||||
11.1. | Планирование профориентационной работы | ||||
11.2. | Профориентационная работа со школьниками и родителями, в том числе, в 6 день недели | ||||
11.3. | Формы и методы профориентации | ||||
11.4. | Проведение Дней открытых дверей в УО | ||||
11.5. | Организация мастер-классов, профессиональных проб | ||||
11.6. | Организация работы информационных групп, агитбригад | ||||
11.7. | Взаимодействие с организациями-заказчиками кадров в профориентационной работе | ||||
11.8. | Информационное обеспечение профориентации | ||||
11.9. | Выполнение плана контрольных цифр приема | ||||
11.10. | Рассмотрение профориентационных вопросов на педсоветах, совещаниях | ||||
Результаты по критерию 11:
высокий уровень – 35-40; достаточный – 25-34; средний – 15-24; низкий – 10-14 баллов |
Баллов: | Уровень: | |||
12. Эффективность использования материально-технической базы воспитательной работы | |||||
12.1. | Развитие инфраструктуры учебных корпусов, отдельных зданий учреждения образования для реализации основных направлений идеологической и воспитательной работы | ||||
12.2. | Эффективность использования потенциала открытых сооружений учреждения образования | ||||
12.3. | Использование потенциала материально-технической базы общежития для организации идеологической и воспитательной работы в общежитии | ||||
12.4. | Техническая обеспеченность воспитательного процесса | ||||
12.5. | Использование ресурсов окружающей социокультурной среды | ||||
Результаты по критерию 12:
высокий уровень – 18-20; достаточный – 13-17; средний – 8-12; низкий – 5-7 баллов. |
Баллов: |
Уровень: |