Воспитательная и идеологическая работа

Рисунок4 Рисунок1 Рисунок2 Рисунок3

Памятка учащимся

Воспитательная и идеологическая работа

Воспитательная и идеологическая работа в лицее проводится согласно государственных программ:

- государственная программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2010-2012 гг.
- государственная программа по противодействию торговле людьми 2011-2013 гг.
- государственная программа комплексных мер противодействия наркомании, 
незаконному обороту наркотиков на 2009-2013 гг.
- комплексная программа борьбы против табака в РБ на 2011-2015 гг.
- государственная программа профилактики ВИЧ-инфекции на 2011-2015 гг.
- национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2011-2014 гг. и др.

На основании государственных программ в нашем лицее разработаны свои  программы, по которым осуществляется деятельность воспитательного процесса.

2011 год – первый год работы учреждения образования в соответствии с положениями кодекса РБ об образовании. Основным документом,  раскрывающим цели, задачи, содержание, формы, методы и средства воспитания в учреждениях образования является программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ на 2011-2015 гг.

Кодекс, его содержание дают нам возможность осознать, что воспитание имеет первостепенный приоритет в образовании, является составляющей педагогической деятельности, интегрированной в процессе обучения и воспитания будущих граждан Республики Беларусь.

Формирование национального самосознания подрастающего поколения осуществляется через реализацию целевых программ, проектов, разработанных с учетом особенностей и традиций учреждения:

      — «Мы и история»

      — «Мы и культура»

      — «Мы и экология»

      — «Мы гордимся тобою, наш город Лельчицы»

      — «Моя семья – моя гордость»

      — проект «Рука в руке» (совместно с ОО «БРСМ»)

Рисунок1

Воспитательная работа по данным программам убеждает нас, что чем полнее и содержательнее полученные знания о родном крае, его людях, прошлом и настоящем, тем более эффективно будет решаться одна из главных задач – воспитание гражданина и патриота, который уважает и почитает традиции своего народа, гордится его материальной и духовной культурой.

Программа «МЫ и история» направлена на изучение истории малой Родины, культурно-исторических достопримечательностей, ее знаменитых жителей.

Программа «Мы и культура» способствует изучению культуры Лельчицкого района, развитию творческих способностей учащейся молодежи. Программа «Мы и экология» способствует формированию у учащихся экологической культуры и направлена на благоустройство города, учебного учреждения, своей улицы, дома.

Формированию здорового образа жизни способствуют мероприятия по реализации программы «Мы за здоровый образ жизни», в рамках которой организуются спортивные соревнования среди учащихся, походы выходного дня, спортландии, турниры, экскурсии, встречи с лельчанами, достигшими высоких результатов в спорте.

Мероприятия в рамках программы «Мы гордимся тобою, наш город Лельчицы», направлены на обеспечение активного участия учащихся в общественной жизни города. Педагоги и учащиеся, организаторы и участники городских праздников: «Выпускник года», «Праздник города», «День победы», «Все мы родом из детства».

Деятельность педагогов по реализации программы «Моя семья – моя гордость»  направлена на обеспечение тесного сотрудничества с родителями учащихся.

Воспитательная работа в лицее направлена на профилактику противоправного поведения учащихся. Совместно с инспекцией по делам несовершеннолетних, ОО «БРСМ» реализуется проект «Рука в руке», цель которого – организация содержательного досуга несовершеннолетних, путем вовлечения их в социокультурную деятельность. В начале каждого учебного года в рамках проекта проводится акция, направленная на вовлечение несовершеннолетних в объединения по интересам.

В течение года организуются мероприятия по футболу, волейболу, шашкам, шахматам, встречи с сотрудниками милиции.

Цикл мероприятий по гражданскому и патриотическому воспитанию осуществляется клубом «Патриот», который работает при музее лицея:

      — «Мы выбираем здоровый образ жизни»

      — «Я – патриот, Я – гражданин»

      — «Слово о Конституции РБ»

      — «Диалоги о подвиге»

      — «Эстафета комсомола»

      — «Великая Отечественная война и современность»

Рисунок2

Волонтерский отряд «Милосердие» оказывает посильную помощь одиноким, нуждающимся ветеранам войны, труда, инвалидам афганцам, узникам фашистских концлагерей. Поисковый отряд клуба «Патриот» занимается краеведческой деятельностью на территории Лельчицкого района, оформлением летописей.

Идеологическая и воспитательная работа

Цель идеологической и воспитательной работы с учащимися в современных условиях – формирование у подрастающего поколения основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности, активной гражданской и личностной позиции молодежи в становлении сильного и авторитетного государства. Реализация этих задач осуществляется через проведение информационных часов, тематика которых соответствует духу времени:

  • «Мы за мир на планете!

  • «Вялікі сын Беларусі – Скарына»

  • «Мои права и обязанности»

  • «Сегодня в Беларуси и в Мире»

  • «Забота о пожилых людях и ветеранах Великой Отечественной войны»

  • «Героини былых столетий»

  • «70-летие Победы»

  • «По страницам Конституции РБ»

  • «Защита прав детей в РБ»

  • «По дороге жизни без СПИДа»

  • «Человек, закон, обязанность»

  • «Правильное питание – залог здоровья»

  • «Экономия электроэнергии – дело всех и каждого в РБ»

  • «Трагедия и доблесть Афгана»

  • «Путь мужества и славы»

  • «Крепкая семья – сильное государство»

  • «Конституция – основной закон РБ»

  • «Сохраним природу родной страны»

  • «Черная быль: день чернобыльской трагедии»

  • «Главные символы страны» и др.

Рисунок3 Рисунок4

Таким образом в работе лицея прослеживаются несколько направлений:

1. Духовно-образовательное (занятия, беседа);

2. Героико-патриотическое (волонтерское движение, круглые столы, уход за памятниками и местами захоронения воинов ВОВ);

3. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры, экскурсии, походы);

4. Культурно-познавательное (встречи, концерты, просмотр фильмов);

5. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, труд по интересам).

Подростковый возраст – это время, с которого начинается жизнь. Работа с ними – дело хлопотное. Наиболее эффективными формами работы с подростками является: тренинги, просмотры кинофильмов, видеороликов, праздничные вечера, индивидуальные беседы.

Духовное возрождение  и духовно-нравственное воспитание

Реализуя Программу сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви в процессе духовно-нравственного воспитания, мы основываемся на принципах светского характера образования, знакомим молодежь с исторической ролью православия в формировании культуры и государственности белорусского народа, сохранении памятников культуры и истории.

В Республике Беларусь создана общественная система воспитания подрастающего поколения. Формирование у молодежи милосердия, сострадания, патриотизма, активной жизненной позиции, основанной на нравственно-этическом фундаменте, является приоритетом жизненной позиции, государственной политики в сфере образования и воспитания.      Значимое направление воспитательной работы – православное краеведение, которое содействует идейно-нравственному воспитанию, прививает уважение к историческому прошлому страны и народа, способствует формированию общественного мнения и бережному отношению к памятникам.

В наше время актуальными вопросами являются сохранение нравственности в обществе, восстановление и развитие исторического и культурного наследия. Педагогический коллектив нашего лицея стремится привить учащимся традиции своей культуры, основы духовности и нравственности, уважение к людям.

Эффективным в реализации этого направления является выстраивание в лицее единой системы духовно-нравственного воспитания. Особое место в воспитательной системе отводится куратору группы. Он осуществляет изучение ценностей и жизненных ориентиров учащихся, проводит воспитательные часы, тренинги, тематические мероприятия, беседы, направленные на духовно-нравственное воспитание, изучение традиций, обычаев, культуры народа, семьи, лицея, проводит родительские собрания, посещает учащихся на дому.

В лицее ежегодно проводятся следующие праздники:

  • Сентябрь: День знаний, День белорусской письменности;

  • Октябрь: посвящение в студенты (лицеисты);

  • Ноябрь: дни духовности и культуры;

  • Декабрь: Крещенские чтения;

  • Январь: Рождество Христово;

  • Февраль: Неделя патриотической песни;

  • Март: Весенняя неделя добра;

  • Апрель: Пасха;

  • Май: День Победы.

Рисунок6 Рисунок5

 

Экология и здоровье

Сегодня здоровый образ жизни пропагандируется среди людей различных возрастных категорий, но в первую очередь – среди учащихся. Важной составляющей  экологической культуры – здоровье и умение вести здоровый образ жизни.

Важным направлением в современном экологическом образовании является вовлечение учащихся в практическую деятельность по защите и улучшению окружающей среды. За лицеем закреплен участок леса, который находится в месте, часто посещаемом населением. Наши учащиеся осуществляют уход за лесонасаждениями и посадкой саженцев.

Мероприятия охватывают основные направления деятельности по использованию  различных форм и методов работы. Традиционными стали конкурс агитбригад «За здоровый образ жизни!», праздники «Осенняя ярмарка», акции «Чистая планета».

Одним из основных направлений работы по проекту “Внедрение методики формирования экологической и благоприятной здоровьесберегающей среды” в учреждениях образования является воспитание у учащихся бережного отношения к природе, ее ресурсам, формирование у учащихся и их родителей культуры энергопотребления. Девиз нашей работы – «Бережем тепло и воду, электричество, природу».

Рисунок7 Рисунок8

ОО «БРСМ»

Важная роль в формировании гражданственности и патриотизма учащихся принадлежит общественному объединению ОО «БРСМ», которая является частью воспитательной системы учреждения. В настоящее время в лицее насчитывается 88 членов Белорусского республиканского союза молодежи. ОО «БРСМ» сконцентрировала усилие на развитии таких направлений деятельности как воспитание у молодежи активной гражданской позиции: формирование здорового образа жизни в молодежной среде; развитие студотрядовского и волонтерского движения, активизация движения молодежных отрядов охраны правопорядка.

Совместно c ОО «БРСМ» кураторы групп, педагог-организатор реализовывают социально значимые творческие проекты и акции, организовывают и проводят вечера отдыха, встречи, концерты, семинары и др. мероприятия, способствующие вовлечению молодежи в общественно полезный труд.

Рисунок10 Рисунок9

Важной сферой жизнедеятельности учащихся является досуговая деятельность.

В Конвенции о правах ребенка записано: «Дети должны иметь права на счастливое детство». Их время должно быть временем радости, мира, игр, учебы и роста. Уровень организации воспитательного процесса в лицее является оптимально и системно организованным. Это означает, что вся деятельность подчинена ведущей идее организации свободного времени учащихся, заложенной в Кодексе об образовании, Положение об учреждении дополнительного образования, Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы, а также программе развития нашего учреждения.

Чем может быть интересен опыт работы лицея? Тем, что весь педагогический коллектив уверен: воспитание учащихся эффективно, если оно системно.

Процесс планирования зависит от выбранной нами модели воспитательной работы, которая называется «Воспитание творчеством» и характеризуется педагогической концепцией, направленной на продуманную организацию целостного процесса развития учащихся, его личностного роста средствами организованного досуга.

В лицее успешно функционируют 8 кружков по интересам, 5 спортивных секций.

Рисунок12 Рисунок13 Рисунок14 Рисунок11

BelarusianBulgarianChinese (Traditional)EnglishFrenchGermanItalianJapaneseNorwegianPortugueseRussianSpanishSwedishUkrainian