План социально-педагогической и психологической службы на 2021-2022 учебный год

План социально-педагогической и психологической службы на 2021-2022 учебный год

Цель:
Содействие в создании в учебном заведении воспитывающей среды, способствующей качественному обучению, успешной социализации, личностному развитию и профессиональному становлению личности учащихся.
Задачи:
— оказывать своевременную психологическую, социально-педагогическую и правовую помощь учащимся;
— содействовать в формировании благоприятного социально-психологического климата в учебных группах, в оптимизации межличностного взаимодействия педагогов и учащихся;
— вести пропаганду здорового образа жизни среди участников воспитательного процесса;
— повышать психолого-педагогическую и правовую культуру всех участников учебно-воспитательного процесса;
— обеспечивать социально-педагогическую и психологическую поддержку семьи, вести работу по предупреждению семейного неблагополучия;
— содействовать успешной адаптации учащихся 1 курса, учащихся-сирот в учебном заведении, повышению уровня их профессиональной мотивации;
— взаимодействовать с социальными институтами, общественными организациями по формированию потребности здорового образа жизни, ранней профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся.
Основные направления работы:
  1. Социально- психологическая диагностика
— наблюдение за учащимися во время и вне учебных занятий;
— изучение мотивов учебной деятельности и выявление причин, мешающих учебной деятельности;
— исследование нравственности и гражданственности учащихся;
— углубленная диагностика учащихся, состоящих на учете в ИДН и на внутрилицейском учете;
— изучение уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственности учащихся;
— изучение отношения учащихся к проблемам общественно-политических экономической, социальной жизни нашей страны;
— изучение взаимоотношений в семье;
— изучение культурно-бытовых отношений учащихся, педагогов, родителей;
— выявление уровня сформированности социальных навыков и умений депривированной молодёжи.
  1. Социально-коррекционная работа
— разработка программ по профилактике и коррекции аддиктивного поведения учащихся;
— работа коррекционных групп;
— индивидуальная коррекционная работа;
— работа по привлечению «трудных» подростков в БРСМ, спортивные секции, кружки по интересам.
  1. Социально-психологическое консультирование
— проведение групповых консультаций родителей учащихся;
— индивидуальное консультирование родителей по запросу или инициативе педагога-психолога, педагога социального;
— индивидуальное консультирование учащихся, преподавателей, мастеров производственного обучения;
— оказание помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса в решении возникающих проблем.
  1. Социально-психологическое просвещение
— индивидуальные консультации с мастерами производственного обучения по результатам тестирования учащихся;
— семинары просветительской направленности – ознакомление педагогов с особенностями психического развития подростков;
— организация занятий с учащимися-сиротами по правовому воспитанию;
— на воспитательных часах проводить беседы, направленные на повышение идеологического воспитания учащихся;
— семинары методической направленности для воспитателей общежития, кураторов групп, мастеров производственного обучения, имеющие своей целью ознакомление воспитателей с основными психологическими требованиями к организации внеучебной деятельности;
— семинары по вопросам адаптации 1 курса;
— социально-психологическое просвещение среди учащихся.
5. Социальная опека и защита прав и законных интересов учащихся
— выявление категории учащихся, нуждающихся в социальной защите и опеке;
— обследование условий жизни учащихся, составление актов жилищно-бытовых условий;
— оказание материальной помощи;
— поддержание тесных связей с родственниками, которые оказывают помощь и поддержку учащимся;
— защита прав и интересов учащихся, попавших в трудную жизненную ситуацию;
— реализация Декрета Президента РБ №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
  1. Организационно-методическая деятельность
— анализ и обобщение социально- педагогической и психологической работы, разработка рекомендаций по её совершенствованию;
— участие в методических совещаниях, семинарах- практикумах по проблемам воспитания и личностного, профессионального, социального, нравственного, патриотического, идейного становления учащихся;
— накопление банка данных результатов педагогических исследований, подбор специальной литературы.

Сроки исполнения

Содержание деятельности

 

С педагогами

С учащимися

С родителями

Август-сентябрь


— Педагогический совет «Особенности  вновь принятого контингента учащихся»;

— ИМС кураторов, мастеров п.о.

«Взаимодействие ПР по адаптации учащихся 1 курса к условиям обучения в лицее»;

— ИМС кураторов, мастеров п.о.  «Составление социального паспорта учебной группы»;

— ИМС кураторов, мастеров п.о. «Изучение жилищно-бытовых условий учащихся 1 курса»;

— ИМС кураторов и мастеров п.о.  «Вирус смерти» (Профилактика суицидального поведения в молодежной среде).

 Мониторинг качества воспитания:

— мировоззрение, идейность;

— оказание помощи учащимся,

нуждающихся в социально-педагогической и психологической поддержке

(сироты, состоящие на учете в ИПР, учащиеся из неблагополучных семей и др.), на основании анализа контингента учащихся 1 курса;

— адаптационный тренинг в группах 1 курса;

-просвещение учащихся-сирот 1 курса «Права и обязанности учащихся, находящихся на государственном обеспечении в лицее»;

-решение вопроса по вселению в общежитие выпускников школ-интернатов и детских домов из вновь принятого контингента;

— 10 сентября – Всемирный день предотвращения самоубийств:

— проведение информационных кураторских часов «На что потратить жизнь?»;

— изучение проблемы суицидального поведения в молодежной среде «Опросник суицидального риска».

Лекторий для родителей «Влияние семейной атмосферы на успешность адаптации учащихся к условиям учебного заведения»;

— индивидуальные

консультации с опекунами вновь поступивших учащихся-сирот с целью выявления жилищно-бытовых проблем и проблем воспитания;

-психологическое просвещение «Сохранение психологического здоровья детей в семье»

(Профилактика суицидального поведения);

-изучение особенностей семейного воспитания, взаимоотношений родителей и детей в семьях уч-ся 1 курса.

Октябрь

— ИМС кураторов, мастеров п.о.

«Социально-психологический портрет учащихся-сирот 1 курса и особенности педагогического взаимодействия с данной категорией детей»;

— ИМС кураторов, мастеров п.о. «Взаимодействие администрации лицея, СППС, куратора учебной группы, мастера п.о. в организации работы с учащимися-сиротами по их успешной адаптации»;

— практикум «Решаем педагогические конфликты».

— Мониторинг качества воспитания: гражданственность, патриотизм;

*диагностика личностных особенностей учащихся 1курса, состоящих на учете в ИПР с целью составления их психологических характеристик;

— паспортизация учебных групп и учебного заведения;

— профилактические беседы:

«Навыки здорового образа жизни и ответственного поведения»;

— консультирование учащихся и ПР по результатам диагностики личностных особенностей учащихся 1 курса;

— социально-педагогическое занятие «В плену иллюзий».

Информирование для родителей «Авторитет родителей»

— индивидуальное

консультирование родителей 1 курса по результатам диагностики;

— индивидуальная

работа с родителями учащихся, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи (по результатам диагностики их личностных особенностей);

— консультирование родителей в период адаптации учащихся;

Ноябрь

 ИМС кураторов и мастеров п. о.

«Взаимодействие СППС, куратора учебной группы, мастера п.о. в организации эффективной коррекционно-воспитательной работы с учащимися, состоящими на различных видах учета»;

— ИМС кураторов, мастеров п.о.

«Декада профилактики СПИД в 2018-2019 учебному году»;

— практикум «Правила педагогического общения»;

— МК кураторов «О выполнении Декрета Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»

— Мониторинг качества воспитания: трудолюбие;

— изучение уровня гражданской позиции учащихся 2-3 курсов (Анкета «Уровень гражданской позиции», «Ценностные ориентации личности»;

— консультирование учащихся по результатам диагностики;

— составление коррекционно-развивающих программ и планов коррекции для учащихся, состоящих на учете в ИПР, и их реализация;

— развивающие занятия по формированию безопасного и ответственного поведения, отработка навыков поведения в конфликтной ситуации;

— 21 ноября – Международный день отказа от курения: акция «Спорт против табака»;

Урок-размышление «Что значит быть успешным в жизни?»

Выступление на родительском собрании «Безопасность общения в социальных сетях» с распространением памяток среди родителей;

— индивидуальные консультации для родителей, испытывающих затруднения в воспитании детей;

— индивидуальные консультации родителей учащихся (по запросу);

— размещение на стенде СППС информации для родителей: «Причины агрессивного поведения учащихся».

Декабрь

— ИМС кураторов, мастеров п.о.

«Как защититься от стресса?»

(рекомендации психолога);

— ИМС кураторов, мастеров п.о «Работа куратора, мастера п.о. по сохранению контингента учащихся учебной группы»;

— посещение уроков теоретического и производственного обучения с целью оказания социально психологической помощи по преодолению межличностных конфликтов;

— практикум

— методический вестник «Куратор на родительском собрании».

 

 Мониторинг качества воспитания: коллективизм;

— диагностика учащихся 1 курса «Мотивы выбора профессии» (для осуществления вторичной профориентации);

— Групповое обсуждение «Несчастная любовь- повод для употребления наркотиков?»;

— консультирование учащихся по результатам диагностики;

— коррекционно — развивающие занятия для учащихся, состоящих на ВЛК;

— тренинг эмоциональной устойчивости;

— 1 декабря – Международный день профилактики СПИД: декада профилактики СПИД (по отдельному плану);

— встреча с работником ИДН: «Ответственность несовершеннолетних».

Беседа «Воспитание разумных потребностей у подростков в семье»;

— Индивидуальные консультации для родителей (по запросу);

— индивидуальные беседы с родителями учащихся, требующих особого педагогического внимания, по организации их досуга во время зимних каникул;

— размещение на стенде СППС информации для родителей: «безопасность общения в соцсетях», «Почему подросток врет»

Январь

— ИМС кураторов, мастеров п.о. «Анализ эффективности коррекционно-воспитательной работы с учащимися, состоящими на учете в ИДН, ВУК, за 1-ое полугодие»;

— ИМС кураторов, мастеров п.о.  «Итоги рейда «Семья»»;

— консультирование педагогов и администрации лицея по разрешению социально-педагогических проблем;

— практикум «Решаем педагогические конфликты»;

 

 Коррекционно-развивающие занятия с учащимися-сиротами, учащимися, состоящими на учете в ИДН, ВЛК;

Развивающие занятия по развитию эмоционально-волевой сферы учащихся:

-Упражнение «Я хвалю себя за»;

-Тренинг «Снятие тревожности»;

-Моделирование ситуации «Когда меня обидели»;

-Техника «Я тебя понимаю».

— оформление уголка «Закон и подросток» (преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, преступления против здоровья населения);

— обучающие занятие с учащимися, состоящими в ИДН и на ВЛК «По статьям административного кодекса РБ».

Информирование «Мотивы агрессивного поведения»; 

— индивидуальные консультации родителей (по запросу);

— рейд по проверке условий проживаний учащихся, оказавшихся в социально опасном положении, их занятости во внеурочное время (в рамках акции «Полезные каникулы»)

Февраль

— ИМС кураторов, мастеров п.о.:

«Особенности педагогического общения, способы преодоления барьеров в общении»;

— ИМС кураторов, мастеров п.о.: «Взаимодействие куратора, мастера п.о. с различными организациями в осуществлении профилактической работы с учащимися в группе»;

— практикум для педагогов

«Учимся понимать друг друга».

 

Мониторинг качества воспитания: нравственность;

-Анкета «Отношение к алкоголю»

— консультирование учащихся по результатам диагностики;

— групповое консультирование «Как укрепить психологическую стрессоустойчивость. Управление стрессом»;

-Развивающие занятия по выработке ценностных ориентаций, убеждений, идеалов:

-тренинг

«Нейтрализация стресса»;

-Занятие с элементами тренинга «В чем смысл жизни»;

-Техника НЛП

«Якорный бинер»;

-Практикум «Мое будущее».

Урок-размышление «Нравственный идеал для старшеклассника. Роль семьи в его формировании»;

— дискуссия «Как уберечь себя от негативного влияния».

 — Беседа «Почему наши дети нас обманывают?»

— индивидуальное консультирование родителей по социально-педагогическим проблемам, вопросам семейных взаимоотношений;

— индивидуально консультирование родителей учащихся (по запросу)

— изучение жилищно-бытовых условий проживания учащихся-сирот

Март

— Семинар-практикум для педагогов «Эмоциональное выгорание педагогов и его влияние на эффективность педагогической деятельности»;

— индивидуальные консультации по «проблемным» учащимся;

 

— ИМС «Организация самовоспитания учащихся»;

 

Мониторинг качества воспитания: навыки ЗОЖ, безопасного поведения;

 

— диагностическое исследование «Диагностика самооценки мотивации»;

 

 -программа коррекции агрессивного поведения учащихся «На тропе доверия»;

 

-Практикум «Конструктивные способы поведения»

 

— консультирование учащихся по результатам диагностики;

 

— 1 марта – Международный день борьбы с наркотиками:

* социологическое исследование среди учащихся лицея

 

-Упражнение «Я верю, что Я…»

Лекторий для родителей «Признаки изменения в поведении. Бить ли тревогу?»

— индивидуальное консультирование (по запросу)

— индивидуальные консультации для родителей, испытывающих затруднения в воспитании детей;

-психологическое консультирование «Развитие у учащихся чувства собственного «Я»»;

 

— проведение рейдов «Семья», «Забота» (изучение жилищно-бытовых условий проживания и воспитания опекаемых, приемных детей, многодетных и малообеспеченных семей, семей «группы риска» и семей, где учащийся находится в социально-опасном положении).

Апрель

— ИМС «Деятельность куратора группы и мастера п./о. по формированию у учащихся потребности в здоровом образе жизни»;

 

— практикум для педагогов

«Учимся понимать друг друга»;

 

— индивидуальные консультации «Этика педагогического общения»;

 

— встреча общественных воспитателей с инспектором ИДН

 

— Мониторинг качества воспитания: навыки ЗОЖ, безопасного поведения;

 

— диагностика профессиональной направленности личности;

 

— Кураторский час «Счастье есть — его не может не быть!»

 

-Занятие «Ради чего человек живет на земле?»

 

— индивидуальные беседы с учащимися группы риска, состоящими на ВЛК: «Ответственность несовершеннолетних»;

 

— 7 апреля – Всемирный день здоровья: дискуссия «Твое здоровье в твоих руках»;

 

— размещение на стенде СППС информации по тематике ЗОЖ.

— Организация встречи инспектора ИДН и родителей с целью предотвращения совершения правонарушений в предпасхальную ночь;

 

— индивидуальные консультации родителей (по запросу);

 

— психологическое консультирование «Асоциальное поведение родителей — причина отклонений в развитии личности»;

 

 

Май

— ИМС кураторов, мастеров п.о «О выполнении Декрета Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;

 

— ИМС «Создание доброжелательной атмосферы на экзамене» (Рекомендации педагогам, участвующим в проведении экзаменов).

 

— ИМС Создание банка данных «Занятость в летнее время»

 Мониторинг качества воспитания: готовность к семейной жизни;

 

— методика «Выявление установок и ценностных ориентаций учащихся, связанных с созданием семьи»;

 

— 15 мая – День семьи: дискуссия «Мои представление о своей будущей семье»;

 

-Показ презентации «Половая неприкосновенность несовершеннолетних»;

 

-Проведение встреч и бесед с участием представителей православной церкви по пропаганде человеческой жизни

«Сохранение репродуктивного здоровья юношей – основа здоровой и счастливой семьи»;

 

31 мая – Всемирный день без табака: коррекционно-развивающее занятие «Горит табак, сжигая жизнь!..»;

 

— Дискуссия «Мужчина и женщина: как нам понять друг друга»

-Индивидуальное консультирование родителей (по запросу);

 

— круглый стол с родителями учащихся, состоящих на учете в ИДН, ВЛК «Как уберечь детей от необдуманных поступков во время летних каникул»;

 

— беседы об организации свободного времени, отдыха и занятости детей во время летних каникул.

 

Июнь

-Работа по психолого-педагогическому сопровождению учащихся в летний период;

 

— ИМС кураторов, мастеров п.о.

«Правовая защита учащихся-сирот в период выпуска из лицея»;

 

 

— индивидуальные консультации: «Приёмы совладения с экзаменационной тревожностью», просвещение учащихся;

 

— просвещение учащихся-выпускников «Твои права, выпускник»;

 

— Профориентационная работа в сельских школах района;

 

— рекомендации по эффективной подготовке к экзамену «Памятка учащимся по подготовке к экзаменам»;

 

— тренинг эмоциональной устойчивости «Формула успеха»

— консультирование абитуриентов из числа детей-сирот;

 

— индивидуальная и групповая работа с учащимися, состоящими на учете в ИДН, ВУК, «группе риска», учащимися-сиротами по организации их труда и отдыха в летний период.

-Информирование родителей «Взаимодействие ИПР и семьи в организации труда и отдыха учащихся с асоциальной направленностью (ИПР, ВЛК, «ГР») в летний период;

 

— беседы об организации свободного времени, отдыха и занятости детей во время летних каникул;

 

— индивидуальное консультирование родителей (по запросу);

 

-Участие в профилактических мероприятиях с несовершеннолетними, в отношении которых ведется индивидуально-профилактическая работа сотрудниками РОВД проводимых гор(рай)отделами по ЧС, в рамках республиканской акции «Не оставляйте детей одних».

 

 

 

А также в течение года:

— участие в работе педагогического совета;

— участие в работе Совета профилактики (4-й вторник месяца);

— индивидуальные беседы с учащимися, состоящими на учете в ИДН, ВЛК, учащимися-сиротами по выполнению правил внутрилицейского распорядка (профилактика опозданий, пропусков занятий, самовольных уходов с занятий и др.);

— составление коррекционно-развивающих программ и планов коррекции для учащихся, состоящих на учете в ИДН и деятельность по их реализации;

— проведение мероприятий по повышению уровня профессиональной мотивации учащихся (вторичная профориентация);

— взаимодействие с различными организациями по оказанию социально-педагогической и психологической помощи учащимися, их родителям;

— реализация Декрета Президента РБ от 24.11.2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях;

— обеспечение информационного содержания стенда социально-педагогической и психологической службы;

— самообразование с целью повышения профессионального уровня;

— участие в семинарах, конференциях, методических совещаниях;

— обеспечение методического оснащения кабинетов педагога-психолога, социального педагога, кабинета для групповых занятий.