Общие положения
Подростковый возраст является значимым периодом формирования правовой культуры. Ребёнок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина. В школьном возрасте ребёнок вступает в межличностные отношения, новые для него, и ему необходимо делать выбор. Этот выбор зависит от многих факторов. И от того, насколько человек способен делать выбор, зависит его гражданская позиция. Актуальной является необходимость разъяснять подросткам и их законным представителям, работникам учреждения права, обязанности и ответственность, которыми они обладают в соответствии с законодательством Республики Беларусь; осуществлять консультирование по правовым вопросам; оказывать содействии в определении форм устройства и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства; в организации досуга и занятости обучающихся.
Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общения к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.
Правовое воспитание — это система мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры.
Основной целью проекта «ШКОЛА ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ» является содействие созданию в учреждении образования эффективной системы правового воспитания и просвещения обучающихся, субъектов образовательного процесса, способствующей снижению уровня правонарушений и преступлений.
Основными задачами проекта являются:
-
Правовое просвещение субъектов образовательных отношений;
-
Координация деятельности педагогических работников по правовому просвещению и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних;
-
Популяризация идей нормативных и правовых документов через проведение социально значимых акций, образовательных и творческих мероприятий;
-
Формирование у обучающихся потребности в безопасной жизнедеятельности и соблюдении правовых норм как основы способности противостоять вредным привычкам и негативным тенденциям;
-
Организация эффективного взаимодействия всех заинтересованных структур и ведомств в работе с обучающимися, требующими особого педагогического внимания;
-
Создание в учреждении образования социально безопасной среды для детей и подростков в рамках правового поля Республики Беларусь.
Тематика мероприятий в рамках проекта «Школа правового просвещения» (1-ая декада каждого месяца)
Месяц Тема март Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья (к Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом, 1 марта) апрель Я выбираю здоровье (ко Всемирному дню здоровья, 7 апреля) май Мы против жестокого обращения с детьми! Профилактика насилия в семье (ко Всемирному Дню семьи) июнь Профилактика наркотической и алкогольной зависимости — залог здоровой нации) июль Противодействие торговли людьми и использованию рабского труда (ко Всемирному дню борьбы с торговлей людьми, 30 июля) август Основные причины подростковой преступности и пути их решения сентябрь Социально-психологическая профилактика суицидального поведения среди молодежи (ко Всемирному дню предотвращения суицидов) октябрь Кибербуллинг как новая форма угрозы безопасности личности ребенка ноябрь Стресс и стрессоустойчивость. Как повысить стрессоустойчивость подростков декабрь Буллинг в подростковой среде: причины и последствия январь Профилактика конфликтов в молодежной среде февраль Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних