План социально-педагогической и психологической службы на 2022-2023 учебный год
Цель:
Содействие в создании в учебном заведении воспитывающей среды, способствующей качественному обучению, успешной социализации, личностному развитию и профессиональному становлению личности учащихся.
Задачи:
— оказывать своевременную психологическую, социально-педагогическую и правовую помощь учащимся;
— содействовать в формировании благоприятного социально-психологического климата в учебных группах, в оптимизации межличностного взаимодействия педагогов и учащихся;
— вести пропаганду здорового образа жизни среди участников воспитательного процесса;
— повышать психолого-педагогическую и правовую культуру всех участников учебно-воспитательного процесса;
— обеспечивать социально-педагогическую и психологическую поддержку семьи, вести работу по предупреждению семейного неблагополучия;
— содействовать успешной адаптации учащихся 1 курса, учащихся-сирот в учебном заведении, повышению уровня их профессиональной мотивации;
— взаимодействовать с социальными институтами, общественными организациями по формированию потребности здорового образа жизни, ранней профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся.
Основные направления работы:
-
Социально- психологическая диагностика
— наблюдение за учащимися во время и вне учебных занятий;
— изучение мотивов учебной деятельности и выявление причин, мешающих учебной деятельности;
— исследование нравственности и гражданственности учащихся;
— углубленная диагностика учащихся, состоящих на учете в ИДН и на внутрилицейском учете;
— изучение уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственности учащихся;
— изучение отношения учащихся к проблемам общественно-политических экономической, социальной жизни нашей страны;
— изучение взаимоотношений в семье;
— изучение культурно-бытовых отношений учащихся, педагогов, родителей;
— выявление уровня сформированности социальных навыков и умений депривированной молодёжи.
-
Социально-коррекционная работа
— разработка программ по профилактике и коррекции аддиктивного поведения учащихся;
— работа коррекционных групп;
— индивидуальная коррекционная работа;
— работа по привлечению «трудных» подростков в БРСМ, спортивные секции, кружки по интересам.
-
Социально-психологическое консультирование
— проведение групповых консультаций родителей учащихся;
— индивидуальное консультирование родителей по запросу или инициативе педагога-психолога, педагога социального;
— индивидуальное консультирование учащихся, преподавателей, мастеров производственного обучения;
— оказание помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса в решении возникающих проблем.
-
Социально-психологическое просвещение
— индивидуальные консультации с мастерами производственного обучения по результатам тестирования учащихся;
— семинары просветительской направленности – ознакомление педагогов с особенностями психического развития подростков;
— организация занятий с учащимися-сиротами по правовому воспитанию;
— на воспитательных часах проводить беседы, направленные на повышение идеологического воспитания учащихся;
— семинары методической направленности для воспитателей общежития, кураторов групп, мастеров производственного обучения, имеющие своей целью ознакомление воспитателей с основными психологическими требованиями к организации внеучебной деятельности;
— семинары по вопросам адаптации 1 курса;
— социально-психологическое просвещение среди учащихся.
5. Социальная опека и защита прав и законных интересов учащихся
— выявление категории учащихся, нуждающихся в социальной защите и опеке;
— обследование условий жизни учащихся, составление актов жилищно-бытовых условий;
— оказание материальной помощи;
— поддержание тесных связей с родственниками, которые оказывают помощь и поддержку учащимся;
— защита прав и интересов учащихся, попавших в трудную жизненную ситуацию;
— реализация Декрета Президента РБ №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
-
Организационно-методическая деятельность
— анализ и обобщение социально- педагогической и психологической работы, разработка рекомендаций по её совершенствованию;
— участие в методических совещаниях, семинарах- практикумах по проблемам воспитания и личностного, профессионального, социального, нравственного, патриотического, идейного становления учащихся;
— накопление банка данных результатов педагогических исследований, подбор специальной литературы.
Сроки исполнения |
Содержание деятельности |
||
|
С педагогами |
С учащимися |
С родителями |
Август-сентябрь |
— ИМС кураторов, мастеров п.о. «Взаимодействие ПР по адаптации учащихся 1 курса к условиям обучения в лицее»; — ИМС кураторов, мастеров п.о. «Составление социального паспорта учебной группы»; — ИМС кураторов, мастеров п.о. «Изучение жилищно-бытовых условий учащихся 1 курса»; — ИМС кураторов и мастеров п.о. «Вирус смерти» (Профилактика суицидального поведения в молодежной среде). |
Мониторинг качества воспитания: — мировоззрение, идейность; — оказание помощи учащимся, нуждающихся в социально-педагогической и психологической поддержке (сироты, состоящие на учете в ИПР, учащиеся из неблагополучных семей и др.), на основании анализа контингента учащихся 1 курса; — адаптационный тренинг в группах 1 курса; -просвещение учащихся-сирот 1 курса «Права и обязанности учащихся, находящихся на государственном обеспечении в лицее»; -решение вопроса по вселению в общежитие выпускников школ-интернатов и детских домов из вновь принятого контингента; — 10 сентября – Всемирный день предотвращения самоубийств: — проведение информационных кураторских часов «На что потратить жизнь?»; — изучение проблемы суицидального поведения в молодежной среде «Опросник суицидального риска». |
Лекторий для родителей «Влияние семейной атмосферы на успешность адаптации учащихся к условиям учебного заведения»; — индивидуальные консультации с опекунами вновь поступивших учащихся-сирот с целью выявления жилищно-бытовых проблем и проблем воспитания; -психологическое просвещение «Сохранение психологического здоровья детей в семье» (Профилактика суицидального поведения); -изучение особенностей семейного воспитания, взаимоотношений родителей и детей в семьях уч-ся 1 курса. |
Октябрь |
— ИМС кураторов, мастеров п.о. «Социально-психологический портрет учащихся-сирот 1 курса и особенности педагогического взаимодействия с данной категорией детей»; — ИМС кураторов, мастеров п.о. «Взаимодействие администрации лицея, СППС, куратора учебной группы, мастера п.о. в организации работы с учащимися-сиротами по их успешной адаптации»; — практикум «Решаем педагогические конфликты». |
— Мониторинг качества воспитания: гражданственность, патриотизм; *диагностика личностных особенностей учащихся 1курса, состоящих на учете в ИПР с целью составления их психологических характеристик; — паспортизация учебных групп и учебного заведения; — профилактические беседы: «Навыки здорового образа жизни и ответственного поведения»; — консультирование учащихся и ПР по результатам диагностики личностных особенностей учащихся 1 курса; — социально-педагогическое занятие «В плену иллюзий». |
Информирование для родителей «Авторитет родителей» — индивидуальное консультирование родителей 1 курса по результатам диагностики; — индивидуальная работа с родителями учащихся, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи (по результатам диагностики их личностных особенностей); — консультирование родителей в период адаптации учащихся; |
Ноябрь |
ИМС кураторов и мастеров п. о. «Взаимодействие СППС, куратора учебной группы, мастера п.о. в организации эффективной коррекционно-воспитательной работы с учащимися, состоящими на различных видах учета»; — ИМС кураторов, мастеров п.о. «Декада профилактики СПИД в 2018-2019 учебному году»; — практикум «Правила педагогического общения»; — МК кураторов «О выполнении Декрета Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» |
— Мониторинг качества воспитания: трудолюбие; — изучение уровня гражданской позиции учащихся 2-3 курсов (Анкета «Уровень гражданской позиции», «Ценностные ориентации личности»; — консультирование учащихся по результатам диагностики; — составление коррекционно-развивающих программ и планов коррекции для учащихся, состоящих на учете в ИПР, и их реализация; — развивающие занятия по формированию безопасного и ответственного поведения, отработка навыков поведения в конфликтной ситуации; — 21 ноября – Международный день отказа от курения: акция «Спорт против табака»; Урок-размышление «Что значит быть успешным в жизни?» |
Выступление на родительском собрании «Безопасность общения в социальных сетях» с распространением памяток среди родителей; — индивидуальные консультации для родителей, испытывающих затруднения в воспитании детей; — индивидуальные консультации родителей учащихся (по запросу); — размещение на стенде СППС информации для родителей: «Причины агрессивного поведения учащихся». |
Декабрь |
— ИМС кураторов, мастеров п.о. «Как защититься от стресса?» (рекомендации психолога); — ИМС кураторов, мастеров п.о «Работа куратора, мастера п.о. по сохранению контингента учащихся учебной группы»; — посещение уроков теоретического и производственного обучения с целью оказания социально психологической помощи по преодолению межличностных конфликтов; — практикум — методический вестник «Куратор на родительском собрании».
|
Мониторинг качества воспитания: коллективизм; — диагностика учащихся 1 курса «Мотивы выбора профессии» (для осуществления вторичной профориентации); — Групповое обсуждение «Несчастная любовь- повод для употребления наркотиков?»; — консультирование учащихся по результатам диагностики; — коррекционно — развивающие занятия для учащихся, состоящих на ВЛК; — тренинг эмоциональной устойчивости; — 1 декабря – Международный день профилактики СПИД: декада профилактики СПИД (по отдельному плану); — встреча с работником ИДН: «Ответственность несовершеннолетних». |
Беседа «Воспитание разумных потребностей у подростков в семье»; — Индивидуальные консультации для родителей (по запросу); — индивидуальные беседы с родителями учащихся, требующих особого педагогического внимания, по организации их досуга во время зимних каникул; — размещение на стенде СППС информации для родителей: «безопасность общения в соцсетях», «Почему подросток врет» |
Январь |
— ИМС кураторов, мастеров п.о. «Анализ эффективности коррекционно-воспитательной работы с учащимися, состоящими на учете в ИДН, ВУК, за 1-ое полугодие»; — ИМС кураторов, мастеров п.о. «Итоги рейда «Семья»»; — консультирование педагогов и администрации лицея по разрешению социально-педагогических проблем; — практикум «Решаем педагогические конфликты»;
|
Коррекционно-развивающие занятия с учащимися-сиротами, учащимися, состоящими на учете в ИДН, ВЛК; Развивающие занятия по развитию эмоционально-волевой сферы учащихся: -Упражнение «Я хвалю себя за»; -Тренинг «Снятие тревожности»; -Моделирование ситуации «Когда меня обидели»; -Техника «Я тебя понимаю». — оформление уголка «Закон и подросток» (преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, преступления против здоровья населения); — обучающие занятие с учащимися, состоящими в ИДН и на ВЛК «По статьям административного кодекса РБ». |
Информирование «Мотивы агрессивного поведения»; — индивидуальные консультации родителей (по запросу); — рейд по проверке условий проживаний учащихся, оказавшихся в социально опасном положении, их занятости во внеурочное время (в рамках акции «Полезные каникулы») |
Февраль |
— ИМС кураторов, мастеров п.о.: «Особенности педагогического общения, способы преодоления барьеров в общении»; — ИМС кураторов, мастеров п.о.: «Взаимодействие куратора, мастера п.о. с различными организациями в осуществлении профилактической работы с учащимися в группе»; — практикум для педагогов «Учимся понимать друг друга».
|
Мониторинг качества воспитания: нравственность; -Анкета «Отношение к алкоголю» — консультирование учащихся по результатам диагностики; — групповое консультирование «Как укрепить психологическую стрессоустойчивость. Управление стрессом»; -Развивающие занятия по выработке ценностных ориентаций, убеждений, идеалов: -тренинг «Нейтрализация стресса»; -Занятие с элементами тренинга «В чем смысл жизни»; -Техника НЛП «Якорный бинер»; -Практикум «Мое будущее». Урок-размышление «Нравственный идеал для старшеклассника. Роль семьи в его формировании»; — дискуссия «Как уберечь себя от негативного влияния». |
— Беседа «Почему наши дети нас обманывают?» — индивидуальное консультирование родителей по социально-педагогическим проблемам, вопросам семейных взаимоотношений; — индивидуально консультирование родителей учащихся (по запросу) — изучение жилищно-бытовых условий проживания учащихся-сирот |
Март |
— Семинар-практикум для педагогов «Эмоциональное выгорание педагогов и его влияние на эффективность педагогической деятельности»; — индивидуальные консультации по «проблемным» учащимся;
— ИМС «Организация самовоспитания учащихся»;
|
Мониторинг качества воспитания: навыки ЗОЖ, безопасного поведения;
— диагностическое исследование «Диагностика самооценки мотивации»;
-программа коррекции агрессивного поведения учащихся «На тропе доверия»;
-Практикум «Конструктивные способы поведения»
— консультирование учащихся по результатам диагностики;
— 1 марта – Международный день борьбы с наркотиками: * социологическое исследование среди учащихся лицея
-Упражнение «Я верю, что Я…» |
Лекторий для родителей «Признаки изменения в поведении. Бить ли тревогу?» — индивидуальное консультирование (по запросу) — индивидуальные консультации для родителей, испытывающих затруднения в воспитании детей; -психологическое консультирование «Развитие у учащихся чувства собственного «Я»»;
— проведение рейдов «Семья», «Забота» (изучение жилищно-бытовых условий проживания и воспитания опекаемых, приемных детей, многодетных и малообеспеченных семей, семей «группы риска» и семей, где учащийся находится в социально-опасном положении). |
Апрель |
— ИМС «Деятельность куратора группы и мастера п./о. по формированию у учащихся потребности в здоровом образе жизни»;
— практикум для педагогов «Учимся понимать друг друга»;
— индивидуальные консультации «Этика педагогического общения»;
— встреча общественных воспитателей с инспектором ИДН
|
— Мониторинг качества воспитания: навыки ЗОЖ, безопасного поведения;
— диагностика профессиональной направленности личности;
— Кураторский час «Счастье есть — его не может не быть!»
-Занятие «Ради чего человек живет на земле?»
— индивидуальные беседы с учащимися группы риска, состоящими на ВЛК: «Ответственность несовершеннолетних»;
— 7 апреля – Всемирный день здоровья: дискуссия «Твое здоровье в твоих руках»;
— размещение на стенде СППС информации по тематике ЗОЖ. |
— Организация встречи инспектора ИДН и родителей с целью предотвращения совершения правонарушений в предпасхальную ночь;
— индивидуальные консультации родителей (по запросу);
— психологическое консультирование «Асоциальное поведение родителей — причина отклонений в развитии личности»;
|
Май |
— ИМС кураторов, мастеров п.о «О выполнении Декрета Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;
— ИМС «Создание доброжелательной атмосферы на экзамене» (Рекомендации педагогам, участвующим в проведении экзаменов).
— ИМС Создание банка данных «Занятость в летнее время» |
Мониторинг качества воспитания: готовность к семейной жизни;
— методика «Выявление установок и ценностных ориентаций учащихся, связанных с созданием семьи»;
— 15 мая – День семьи: дискуссия «Мои представление о своей будущей семье»;
-Показ презентации «Половая неприкосновенность несовершеннолетних»;
-Проведение встреч и бесед с участием представителей православной церкви по пропаганде человеческой жизни «Сохранение репродуктивного здоровья юношей – основа здоровой и счастливой семьи»;
31 мая – Всемирный день без табака: коррекционно-развивающее занятие «Горит табак, сжигая жизнь!..»;
— Дискуссия «Мужчина и женщина: как нам понять друг друга» |
-Индивидуальное консультирование родителей (по запросу);
— круглый стол с родителями учащихся, состоящих на учете в ИДН, ВЛК «Как уберечь детей от необдуманных поступков во время летних каникул»;
— беседы об организации свободного времени, отдыха и занятости детей во время летних каникул.
|
Июнь |
-Работа по психолого-педагогическому сопровождению учащихся в летний период;
— ИМС кураторов, мастеров п.о. «Правовая защита учащихся-сирот в период выпуска из лицея»;
|
— индивидуальные консультации: «Приёмы совладения с экзаменационной тревожностью», просвещение учащихся;
— просвещение учащихся-выпускников «Твои права, выпускник»;
— Профориентационная работа в сельских школах района;
— рекомендации по эффективной подготовке к экзамену «Памятка учащимся по подготовке к экзаменам»;
— тренинг эмоциональной устойчивости «Формула успеха» — консультирование абитуриентов из числа детей-сирот;
— индивидуальная и групповая работа с учащимися, состоящими на учете в ИДН, ВУК, «группе риска», учащимися-сиротами по организации их труда и отдыха в летний период. |
-Информирование родителей «Взаимодействие ИПР и семьи в организации труда и отдыха учащихся с асоциальной направленностью (ИПР, ВЛК, «ГР») в летний период;
— беседы об организации свободного времени, отдыха и занятости детей во время летних каникул;
— индивидуальное консультирование родителей (по запросу);
-Участие в профилактических мероприятиях с несовершеннолетними, в отношении которых ведется индивидуально-профилактическая работа сотрудниками РОВД проводимых гор(рай)отделами по ЧС, в рамках республиканской акции «Не оставляйте детей одних».
|
А также в течение года: — участие в работе педагогического совета; — участие в работе Совета профилактики (4-й вторник месяца); — индивидуальные беседы с учащимися, состоящими на учете в ИДН, СОП, учащимися-сиротами по выполнению правил внутрилицейского распорядка (профилактика опозданий, пропусков занятий, самовольных уходов с занятий и др.); — составление коррекционно-развивающих программ и планов коррекции для учащихся, состоящих на учете в ИДН и деятельность по их реализации; — проведение мероприятий по повышению уровня профессиональной мотивации учащихся (вторичная профориентация); — взаимодействие с различными организациями по оказанию социально-педагогической и психологической помощи учащимися, их родителям; — реализация Декрета Президента РБ от 24.11.2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях; — обеспечение информационного содержания стенда социально-педагогической и психологической службы; — самообразование с целью повышения профессионального уровня; — участие в семинарах, конференциях, методических совещаниях; — обеспечение методического оснащения кабинетов педагога-психолога, социального педагога, кабинета для групповых занятий. |