Сохранение и укрепление здоровья обучающихся — одна из главных задач государства и общества. Эта актуальная тема привлекает все большее внимание правительства нашей страны.
Правильно организованное питание, обеспечивающее организм учащихся всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными солями) и энергией, является необходимым условием гармоничного роста и развития подростков. В то же время правильно организованное питание способствует повышению устойчивости организма к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов.
Питание учащихся — это по-прежнему остается одной из самых острых тем, предметом серьезной озабоченности врачей-гигиенистов, педиатров, педагогов, родителей. Ведь именно оно обеспечивает жизненно важные функции подросткового организма, к которым относятся рост, физическое и умственное развитие, иммунитет, обновление тканей. Пища — источник энергии растущего человека, она необходима для всех внутренних и внешних процессов, происходящих в его организме. Именно поэтому так важно выполнение основных законов рационального питания. На это нацелены и нормативные документы: Закон Республики Беларусь «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» от 07.01.2012г. № 340-3, Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования» от 27.12.2012 г. № 206 .
Питание учащихся лицея организовано в соответствии с «Положением об организации питания и обеспечении питанием учащихся, получающих профессионально-техническое образование, за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов» , утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 953 от 14 июля 2011 года (Приложение 1).
Наша столовая построена по типовому проекту в 1982 году, расположена на первом этаже учебного корпуса. Обеденный зал рассчитан на 120 посадочных мест.
За счет средств республиканского бюджета обеспечиваются:
— одноразовым горячим питанием — учащиеся, обучающиеся более одного года;
— бесплатным трехразовым горячим питанием — учащиеся, обучающиеся более одного года, из малообеспеченных семей (средний совокупный доход на члена семьи в месяц за предшествующий год не превышает 100 процентов утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах декабря предшествующего года) (Приложение 1).
При составлении ежедневного меню учитывается примерный двухнедельный рацион питания, разработанный с учетом физиологических норм потребностей в основных пищевых веществах, сезонности «летне-осенний», «зимне-весенний».
Организация обслуживания учащихся горячим питанием осуществляется путем предварительного накрытия столов. Накрытие столов осуществляется дежурными учащимися под руководством дежурного мастера производственного обучения.
Отпуск питания учащимся в столовой осуществляется в соответствии с графиком приема пищи:
— 1-ый поток — 12.30 – 13.30
— 2-ой поток — 13.30 – 14.30
Дежурный по столовой (из числа мастеров п/о) ежедневно организует постановку учащихся на питание на следующий день по заявке, форма которой утверждается Министерством образования. Заявка оформляется в 3 экземплярах: один экземпляр — для бухгалтерии учреждения образования; второй — для столовой; третий — для дежурного по столовой (для контроля за отпуском питания учащимся на следующий день).
Ежедневно до 9.00 дежурный по столовой производит корректировку фактического количества учащихся и данные с уточненной заявкой на питание учащихся по форме, утверждаемой Министерством образования, передает в столовую и бухгалтерию лицея. В соответствии с этой заявкой шеф — повар столовой принимает меры по корректировке расхода продуктов при приготовлении обедов и ужинов.
Качество готовой пищи ежедневно проверяет бракеражная комиссия, утверждаемая приказом директором лицея. В состав бракеражной комиссии входят председатель: Штукарь Г.А. – и.о. заместителя директора по УВР.
Члены комиссии: Воянец И.В. – медсестра, Хамутовская Г.И. – шеф-повар. По итогам проверки делается обязательная запись в бракеражном журнале.
Медицинский работник осуществляет постоянный контроль за соблюдением в столовой лицея действующих санитарных норм, правил и гигиенических нормативов к устройству, оборудованию, содержанию и организации образовательного процесса в лицее, контролирует своевременное прохождение работниками столовой медицинских осмотров.
Постоянный контроль за работой столовой осуществляется комиссией по контролю за организацией и качеством питания учащихся в столовой лицея. Состав комиссии: Штукарь Г.А., и.о. заместителя директора по учебно-воспитательной работе; Воянец И.В., медсестра; Хомутовская Г.И., шеф-повар; Шибут Л.В., бухгалтер; Шкробот Т.В., мастер п/о; Ефимович Т.Н., учащаяся группы 3-2.
Ответственность за организацию питания учащихся, расходование бюджетных средств на эти цели, соблюдение правил торгово-производственной деятельности, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов к устройству, оборудованию, содержанию и организации образовательного процесса в учреждении образования возлагается на директора лицея.